В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
— создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как особая вариативная часть образовательного процесса, сложившегося в современном российском обществе, и является одним из определяющих факторов развития, обучения и воспитания детей.
Богатый развивающий потенциал, вариативность, многообразие дополнительного образования позволяет создать именно ту среду, которая способствует формированию личности ребенка, уникальной, неповторимой, что является главным условием для саморазвития.
Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является работа по образовательным программам, имеющим конкретные образовательные цели и определенные образовательные результаты.
Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) решают ряд задач, обеспечивающих условия для личностного развития, профессионального самоопределения, укрепления здоровья, творческого труда детей.
Обладая открытостью, гибкостью и мобильностью учреждения дополнительного образования детей быстро и точно реагируют на образовательный запрос семьи, решают адаптационные задачи, способствуют формированию общей культуры, организуют содержательный досуг.
Особое внимание в дополнительном образовании уделяется детям «девиантного поведения» и детям «группы риска». Это дети несовершеннолетние правонарушители, из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, также дети с отклонениями в развитии. С ними проводится профилактическая работа через вовлечение в сферу досуговой деятельности, занятости каждого обучающегося, прямого применения личностно-ориентированного подхода, нацеленного на создание ситуации успеха.
Учреждения дополнительного образования детей тесно сотрудничают с общеобразовательными школами, специальными (коррекционными) школами, интернатами. Ведется работа по профилактике безнадзорности, асоциального поведения, а также по пропаганде здорового образа жизни, развитию культуры труда и речи.
Учреждения дополнительного образования стремятся к органичному сочетанию организации досуга детей и подростков с различными формами деятельности и, как следствие, сокращают поле «девиантного поведения», решая проблему полезной занятости детей.
За последние десять лет учреждения дополнительного образования интенсивно внедряют программы работы с детьми дошкольного возраста. Потому что именно в этом возрасте проявляются интерес и способности к тому или иному виду деятельности.
Основная цель учреждений дополнительного образования детей – воспитание через творчество общечеловеческих ценностных ориентаций.
Для достижения поставленной цели УДОД решают множество задач:
разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей;
совершенствование содержания дополнительного образования детей;
диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
методическое сопровождение работы педагогов, специалистов, изучение и пропаганда передового опыта.
Учреждения дополнительного образования выполняют следующие функции:
образовательная – обучение детей по дополнительным образовательным программам, получение новых знаний;
воспитательная – воспитание через приобщение к творчеству, культуре, искусству, технике;
адаптационная – защита личности, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды;
креативная– создание свободной системы образования для самореализации творческих интересов личности;
рекреационная – организация досуга, как восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная – формирование осознанной ответственности за выбор своей будущей профессии;
интеграционная – объединение в единое пространство общего и дополнительного образования;
функция самореализации – раскрытие собственных возможностей в выбранном виде деятельности.
Реализуя данные функции учреждения дополнительного образования в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Со стороны правительства Российской Федерации идет активная работа по внедрению новых технологий в дополнительное образование детей. Министерством образования и науки Российской Федерации было принято «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования» (приказ от 26.06.2012 г. №504), которое регламентирует работу учреждений дополнительного образования детей. Вышеуказанное положение регулирует деятельность государственных и муниципальных УДОД, является примерным для негосударственных учреждений, включает в себя ряд задач, устанавливает прямые связи с другими предприятиями. Учреждения дополнительного образования впервые переводятся в статус автономных учреждений, что существенно снимает с государства ответственность за финансовую поддержку и вынуждает УДОД выискивать материальные средства.
Сегодня в дополнительном образовании детей России, представлено более 17 000 государственных (муниципальных) учреждений различных сфер образования.
Дополнительное образование детей по подсчетам Министерства образования науки РФ в сентябре 2012 года насчитывало:
8539 учреждений дополнительного образования;
307 419 преподавателей;
7 997 226 обучающихся.
Несмотря на существующие проблемы, система дополнительного образования совершенствуется. А именно: повышает социальный статус в системе непрерывного образования, создает банк образовательных программ, развивается, интегрируется в единое образовательное пространство, не отходя от своей специфики, модернизирует систему подготовки руководящих и педагогических работников, стремится соответствовать социальному заказу. И вся эта деятельность направлена на реализацию главной задачи – развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения.