1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.
2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.
3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.
4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.
5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
6) Право родителей на участие в работе детских объединений.
Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.
Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.
Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.
Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр , который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.
Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.
Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.
Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.
Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.
Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.
Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.
Классификация программ дополнительного образования Существует несколько классификаций программ дополнительного образования детей в зависимости от их основы. По авторской принадлежности программы делятся следующим образом: типовая (примерная) , утвержденная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по той или иной области научного знания или направлению деятельности; модифицированная или адаптированная , измененная с учетом особенностей организации, формирования групп детей, режима, возраста, временных параметров деятельности, жизненного, практического опыта педагога. Такая программа не затрагивает основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса; экспериментальная, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Такая программа может стать авторской; авторская, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая более половины нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам, формам реализации). Программа должна быть апробирована, а ее новизна и эффективность подтверждены заключениями двух независимых экспертов. По уровню освоения программы делятся на: общекультурные, предполагающие освоение конкретной программы, удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в какой-либо образовательной области, овладение новыми видами деятельности; углубленные, предполагающие достаточно высокий уровень компетенции в отдельной области, сформированность навыков на уровне практического применения; профессионально ориентированные, научно-исследовательские , предусматривающие достижение высоких показателей образованности в какой-либо научной или практической сфере, характеризующиеся умением видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения (уровень методологической грамотности). По целевой установке может быть предложена такая классификация: познавательные; профессионально-прикладные; научно-исследовательской ориентации; социальной адаптации; спортивно-оздоровительные; художественно-эстетические; технической направленности; военно-патриотические; туристско-краеведческие; досуговой культуры. Существует классификация программ по форме организации содержания: комплексная программа представляет собой соединение отдельных областей, видов деятельности в единое целое. Основанием для такого соединения выступает цель программы. К таким программам относятся программы школ с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности, видов педагогической технологии; студии с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Это может быть отдельная образовательная программа с масштабной общепедагогической целевой установкой; интегрированная программа объединяет определенную область знания и смежные ей направления (например, личность человека в единстве познавательных, деятельностных, поведенческих, коммукативных элементов); модульная программа состоит из отдельных блоков, модулей образовательного процесса (базово-инвариативный, вариативный, коррекционный, организационно-управленческий, методический).
Программа дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей является составной частью образовательной программы учреждения, обеспечивает развитие личности ребенка через индивидуальный «образовательный маршрут» и рассматривается как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. По программам дополнительного образования детей государ-ственные образовательные стандарты не устанавливаются. Руководствуясь общими требованиями к образовательным программам и спецификой дополнительного образования, предлагаем следующую структуру образовательной программы для педагога дополнительного образования: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, приложения. Пояснительная записка Актуальность и востребованность программы, уровень новизны по сравнению с аналогичными. Ведущие научные, общепедагогические, социальные идеи, которых придерживается автор программы. Цели и задачи программы на все годы обучения. Характеристика группы детей, в которой предполагается реализация программы: психолого-физиологические особенности возраста, стартовый объем знаний. Прогнозируемые результаты и критерии их оценки. Формы контроля и оценивания знаний детей. Краткое описание разнообразных форм работы с детьми: теоретические, практические, лабораторные занятия, экскурсии, походы, конкурсы, соревнования, выставки, концертная деятельность и т.п. Средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.) Учебно-тематический план.