Кратко охарактеризуем эти аспекты.
Ценность образования заключается в том, что оно являет­ся одним из основных факторов политического, экономическо­го, технологического и культурного развития общества Обра­зование способствует формированию нравственного, интеллек­туального, ресурсного потенциала страны, определяет облик ее будущего.
Система образования в Российской Федерации представ­ляет собой совокупность преемственных образовательных про­грамм и государственных образовательных стандартов различ­ного уровня и направленности; сети реализующих их образова­тельных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образование как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познаватель­ных способностей.
В современных условиях основополагающую роль в дея­тельности человека занимает его научная подготовка, которая обеспечивается усвоением общеобразовательных и специаль ных знаний. Парадигмой образования сейчас становится техно­логия, поэтому необходим переход к технологическому образо­ванию, целью которого является подготовка учащихся к преоб­разовательной деятельности с использованием научных знаний.
Объективная необходимость технологического образова­ния обусловлена рядом факторов. Научные знания по традици­онным предметам (математика, физика, химия, машиноведе­ние, электротехника и т.п.) сами по себе не обеспечивают под­готовку человека к преобразовательной деятельности. Эту за­дачу могут решить интегрированные, проблемно ориентиро­ванные дисциплины. Например, такие, как эргономика, инфор­матика, инженерная экология, психология, технология и др. То есть, необходим переход от предметно ориентированного к проблемно ориентированному обучению.
Научно-технологическая эпоха требует обеспечения при­мата методов и средств над результатом деятельности, который не должен достигаться любой ценой. Нужно предвидеть ре­зультаты этой деятельности в настоящее время и в будущем. Уметь прогнозировать развитие содержания и форм деятельно­сти. А для этого сейчас каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.
Сегодня формирование разносторонне развитой личности из идеальной цели воспитания превращается в реальную прак­тическую задачу. Общее образование без его технологической составляющей не способно решить эту глобальную задачу.
Проникновение технологии во все сферы человеческой жизни и деятельности — от промышленности, сельского хозяй­ства до досуга и управления — обязывает подрастающее поколе­ние иметь хотя бы минимальный уровень технологической культуры, является частью общей культуры.
Технологическое образование дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний и умений к творче­скому их использованию в практической деятельности, что по высит мотивацию обучения и будет способствовать активиза­ции познавательной деятельности обучающегося.
Технологическая подготовка позволит человеку более гармонично сосуществовать в информационно и технологиче­ски насыщенном мире и более эффективно реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Сложившаяся практика политехнической и профессио­нальной подготовки учащихся, бессистемно распределенный по учебным предметам политехнический материал в виде приме­ров из практики не позволяют в полной мере реализовать принципы системности и целостности образования. Общеобра­зовательные предметы не способствуют эффективной техноло­гической подготовке молодежи.
Целью технологического образования является формиро­вание у подрастающего поколения технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности.
Общими задачами технологического образования являют­ся:
? вооружение учащихся технологическими знаниями;
? формирование технологических умений;
? воспитание технологически важных качеств.
Таким образом, структуру технологического образования можно представить следующим образом:
Кратко рассмотрим каждый из этих элементов. Технологические знани я — это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаклю­чений и теорий.
Технологические знания включают в себя:
? знание базовых технологических понятий: технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, тех­нологическая эстетика и др.;
? знание основных способов, средств и путей преобразо­вательной деятельности;
? представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетной системы;
? представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой дея­тельности человека;
? знание основных применяемых и перспективных тех­нологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
? знание сущности и содержания процесса профессио­нального самоопределения и карьеры человека;
? представление о связи и взаиморазвитии технологиче­ской и естественно-гуманитарной областей знаний;
? знание и понимание положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную при­роду и общество и необходимости оптимального развития тех­носферы как условия существования цивилизации; знание об­щих правил безопасной преобразовательной деятельности;
? знание экономических аспектов технологий;
? знание показателей готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Технологические умения — это освоенные человеком спо­собы преобразовательной деятельности на основе приобретен­ных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно- технического прогресса и производства.
К технологическим умениям относятся:
? умение правильно осуществлять стратегию своего профессионального выбора и профессиональной карьеры;
? умение сознательно и творчески выбирать оптималь­ные способы преобразовательной деятельности из массы аль­тернативных подходов с учетом их последствий для природы и общества;
? умение быстро осваивать новые профессии, технологи­ческие операции и технологии в целом,
? умение планировать свою деятельность, прогнозиро­вать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
? умение мыслить системно и комплексно, самостоя­тельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятель­ности, быть всегда в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологиче­скую обстановку;
? графические умения по разработке, построению и мо­делированию графических изображений, связанных с преобра­зовательной деятельностью и учетом графического дизайна;
? умение осуществлять проектную деятельность, направ­ленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги) от идеи до ее воплощения;
? умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
? умение определять уровень своей готовности к преоб­разовательной деятельности.
Технологические умения должны быть «гибкими», мо­бильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и выполнения различных технологических операций и в целом творческих проектов.
Технологически важные качества — это потенциальные или актуальные свойства человека, необходимые для успешно­го овладения преобразовательной деятельностью.
К ним можно отнести:
? сформированность четкого неизменного профессио­нального самоопределения;
? трудолюбие, предприимчивость, коллективизм;
? разнообразие интересов и склонностей;
? гибкость мышления, направленного на выбор опти­мальных способов преобразовательной деятельности с целью повышения качества своей жизни и развития;
? высокая профессиональная компетентность и мастер­ство;
? профессиональная мобильность, позволяющая быстро осваивать новые профессии и технологии, адаптироваться к изменяющимся предметам, средствам и условиям труда;
? самостоятельность, способность творчески решать тех­нологические задачи;
? эмоциональная устойчивость, способность к коммуни­кативной деятельности;
? высокая ответственность и дисциплинированность;
? развитие эстетических чувств и вкусов,
? сформированность современного экономического мышления,
? хорошее общее физическое развитие и здоровье;
? потребность в качественной подготовке к преобразова­тельной деятельности в современном информационно и техни­чески насыщенном мире, стремление к постоянному образова­нию;
? сформированность потребности в постоянном самосо­вершенствовании.
Таким образом, технологическое образование — это орга­низованный процесс и результат обучения и воспитания с це­лью формирования у человека технологической культуры и го­товности к преобразовательной деятельности.
Технологическое образование является составной частью общего образования, основным элементом профессиональной подготовки. Оно включает в себя политехнические знания, умения и должно пронизывать собою всю систему обучения и воспитания в образовательном учреждении.