Зачем нужна модель, если банк не выполнит свои обязательства перед вкладчиками и страховая компания разорится? Управление экономическими рисками, к которым относятся риски страховой компании — это процесс принятия и выполнения решений с целью уменьшения вероятности возникновения неблагоприятных событий или минимизации негативных последствий, вызванных их наступлением. Риски страховой компании при добровольном страховании вкладов и депозитов — это риски возникновения у страховой компании убытков вследствие неисполнения либо неполного исполнения кредитной организацией своих обязательств перед гражданином или юридическим лицом в соответствии с условиями договора. Управление рисками страховой компании при страховании вкладов и депозитов — это процесс уменьшения вероятности реализации риска или минимизации возможных убытков вследствие неисполнения или неполного исполнения кредитной организацией своих обязательств перед кредитором. Схема этапов управления рисками, изложенная на рис.2.4, состоит из следующих этапов: анализ рисков — выбор методов управления на основе оценки затрат и эффективности — финансирование мероприятий по управлению воздействие на риск — контроль результатов воздействия и корректировка системы управления рисками. Наиболее важный этап системы управления — выбор методов управления на основе оценки затрат и эффективности. Методы управления рисками — совокупность способов и приемов воздействия на риск в целях уменьшения вероятности реализации риска или минимизации возможных убытков. Методами управления экономическими рисками являются метод отказа от риска, метод снижения вероятности реализации риска, метод передачи риска и метод принятия риска. Содержание методов управления рисками определяется спецификой входящего инструментария. Различные способы и приемы могут оказывать и прямое, и косвенное воздействие. Управление рисками страховой компании при добровольном страховании вкладов и депозитов строится на тех же принципах. Особенностью является то, что основной риск выявлен — это риск возникновения убытков у страховой компании вследствие неисполнения кредитной организацией своих обязательств перед кредитором. Оценка риска производится страховыми компаниями по принятым методикам. Методики оценки риска разрабатываются и совершенствуются страховщиками в процессе развития взаимоотношений с кредитными организациями по поводу размещения средств страховых резервов и включают мониторинг выполнения обязательных нормативов Банка России, анализ структуры активов и пассивов, динамику банковских показателей, изучение инсайдерской информации, прочие необходимые данные. Рассмотрение практического применения методов управления рисками страховой компании при добровольном страховании вкладов и депозитов логично начать с метода отказа. Инструментами применения метода отказа могут быть следующие способы и приемы. Отказ от заключения договора с потенциально неустойчивыми кредитными организациями. Применение данного инструмента позволяет исключить взаимодействие с потенциально неустойчивыми банками. Проведение комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности банка, изучение всех особенностей его организации и функционирования помогает избежать многих негативных последствий. Отказ от взаимодействия с банками, специализирующимися на обслуживании отдельных отраслей и регионов, результаты экономического мониторинга которых внушают опасения. Страховая компания может ввести временный запрет на сотрудничество с банками, представляющими отдельные регионы, отрасли народного хозяйства или предприятия, занимающиеся определенным видом бизнеса, показатели развития которых имеют отрицательную динамику. Отказ от сотрудничества с банками, предлагающими чрезмерно высокие процентные ставки по привлечению. Предложение процентных ставок, значительно превышающих средние по рынку, может объясняться двумя основными причинами: потерей ликвидности в текущий момент или в прогнозируемом будущем периоде и проведением высокорисковых активных операций. Ни та, ни другая ситуация для страховой компании неприемлема. Введение запрета на превышение установленных лимитов. При реализации данной модели возможно возникновение ситуации, когда аффилированные банки захотят пересмотреть в сторону увеличения установленные на них лимиты без изменения прочих условий базового договора о страховании вкладов и депозитов. Данный инструмент является сложным для выполнения, однако интересы сохранения финансовой устойчивости страховой компании выше интересов отдельных лиц. Метод снижения — наиболее часто применяемый метод, так как полностью избежать риска неисполнения банком своих обязательств можно только при полном отказе от проведения операций по страхованию вкладов и депозитов. Снижение вероятности реализации риска ведет к стабильности, а стабильность — это доверие, главное условие долгосрочного сотрудничества. В метод снижения входит множество способов и приемов, страховые компании приходят к их внедрению опытным путем, тем не менее, можно выделить основные из них, исключив неблагоприятные последствия эмпирического определения. Лимитирование. Лимитирование может быть как нормативным (максимальный размер ответственности по риску — не более 10% от собственных средств страховщика), так и внутренним, то есть определяемым в соответствии с внутренней стратегией страховой компании. Экономический смысл внутреннего лимитирования при страховании вкладов и депозитов — установление лимитов на банки по сумме, срокам, процентной ставке, валюте вклада, регионам. В практической деятельности многих страховых компаний данный инструмент внедрен в виде лимитных комитетов, в которые входят как топ-менеджеры компании, так и представители всех заинтересованных служб. Лимитный комитет устанавливает лимиты на основании оценки риска, финансового состояния банков, развития отдельных регионов, структуры страхового портфеля, динамики доходов от страховой и нестраховой деятельности и других факторов. Диверсификация. Важный инструмент снижения вероятности реализации риска путем распределения рисков по разным банкам, по срокам страхования, по валюте вкладов и другим критериям. Диверсификация предполагает распределение рисков внутри установленных лимитов или предпочтение одной заявки перед другой в том случае, если большинство вышеперечисленных характеристик совпадает, но по несовпадающим характеристикам застрахованных рисков меньше. Обременение активов банка. Использование данного инструмента предполагает обременение различных активов банка без их передачи, то есть активы остаются в собственности банка, но распоряжение ими ограничено. Наиболее простой в исполнении вариант обременения — опцион на передачу. По опциону на передачу определенные оговоренные при заключении базового договора страхования вкладов и депозитов с установлением лимита активы банка (например, ценные бумаги «голубых фишек» на сумму лимита) подлежат безусловной передаче в собственность страховой компании при наступлении первого страхового случая. Цессия. При заключении базового договора с банком страховая компания может внести в договор условие, по которому банк передает страховой компании права требования к своему заемщику или группе заемщиков, но на определенный срок (срок действия договора) и при определенных обстоятельствах (первый страховой случай). Согласно ст. 382 ГК РФ при переходе прав требования к другому лицу согласие должника не требуется, достаточно письменного уведомления должника новым кредитором о переходе прав. Векселя. Страховая компания при заключении базового договора с банком вправе оговорить при наступлении первого страхового случая безусловную выдачу переводного векселя на сумму действительно застрахованных вкладов и процентов по ним на день выдачи векселя. Имея заранее оговоренный доступ к базе заемщиков банка, страховая компания может передать этот вексель заемщику для дальнейшего погашения выданного кредита. Отдельным договором может быть оговорен порядок оплаты заемщиком банка переводного векселя. Оптимизация условий страхования. Сущность инструмента — с одной стороны, в совершенствовании содержательной части базового договора с банком, его существенных условий, а с другой стороны, в оптимизации деятельности самой страховой компании при страховании вкладов и депозитов. Существенными условиями базового договора с банком могут стать: определение срока начала процедуры передачи обремененных активов, например, через 5 дней после неисполнения банком своих обязательств по застрахованному вкладу; неизменная процентная ставка; возможность замены обеспечения исполнения обязательств равноценным и другие условия. Неполное определение условий договора ведет к увеличению риска финансовых потерь. Оптимизация деятельности страховой компании при страховании вкладов и депозитов может быть выражена в четкой градации резервов самой страховой компании по этому страхованию, например, активы в покрытие резервов по.
вкладам (депозитам) в рублях должны быть в рублях, по вкладам (депозитам) в валюте — в валюте. Мониторинг риска. Данный инструмент снижения вероятности реализации риска включает в себя: текущий мониторинг финансового состояния банков-партнеров; проведение анализа качества кредитного портфеля банков- партнеров; текущий мониторинг экономической ситуации в отраслях и регионах; администрирование процесса урегулирования претензий и минимизации убытков; контроль результатов и внесение корректив в стратегию риск- менеджмента. Совершенствование изучения потенциальных банков-страхователей.
Данный инструмент уже упоминался при анализе различных способов и приемов метода отказа от риска, так как оценка финансового состояния банка — ключевой элемент любого метода управления рисками страховой компании при страховании вкладов и депозитов. Всестороннее изучение потенциального банка-страхователя, оценка его финансового состояния, исследование всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, начиная с деловой репутации и заканчивая взаимоотношениями менеджмента и акционеров, позволяют существенно снизить вероятность наступления неблагоприятных событий. Повышение эффективности управления. Сущность данного инструмента заключается в повышении квалификации персонала, оптимизации функционирования различных подразделений страховой компании, в создании мотивации. Использование данного инструмента означает построение и модернизацию организационной структуры, совершенствование должностных обязанностей и полномочий, координацию процесса взаимодействия подразделений, планирование деятельности подразделений и управления ими, постановку целей и задач и контроль за их выполнением. 230.
Метод передачи риска занимает в системе методов управления особое место, так как его основой служит механизм передачи части или всего риска возможных финансовых потерь сторонней организации. Перестрахование. На практике перестрахование рисков финансовых потерь применяется редко, так как перестраховщик может выставить требование о перестраховании своих зачастую недооцененных рисков финансовых потерь на ту же сумму. Выход из ситуации возможен в виде применения облигаторного перестрахования, взаимодействия с теми перестраховщиками, чьи принципы управления рисками идентичны или сотрудничества с аффилированными страховыми компаниями. Деривативы. Дериватив (англ. — производный) — финансовый контракт на поставку актива, стоимость которого основана на стоимости базового актива. Особенность дериватива в том, что банк может не знать о факте передачи риска через дериватив от бенефициара к гаранту. Гарант при наступлении страхового случая или других оговоренных условий выплачивает определенную денежную сумму, не вступая во взаимоотношения с потенциальным должником. Деривативы группируются по двум критериям: активу, составляющему основу контракта (банковский или корпоративный долг) и типу производного финансового инструмента (форвардный контракт, своп, опцион, индексные инструменты). Форвардный контракт — это срочный контракт, защищающий от потери или обесценивания актива. При заключении форвардного контракта гарант гарантирует бенефициару, что его доходы или расходы (в зависимости от сделки) не превысят определенного уровня, в противном случае гарант погашает разницу в виде процентных выплат. Своп — производный финансовый инструмент на основе встречного обмена активов с немедленной (спот) или срочной (форвард) поставкой. В настоящее время самым распространенным свопом является дефолтный своп. Использование дефолтного свопа предполагает, что при концентрации риска в какой-либо отрасли или регионе страховая компания покупает защиту от этого вида риска, одновременно продавая защиту от риска по другой отрасли или региону, по которым концентрация риска значительно меньше допустимой. Одновременное наступление дефолта в двух отраслях или регионах (кризиса перепроизводства, перенасыщения рынка, одновременного ухудшения политической или социальной обстановки) маловероятно. Дополнительные затраты на выплату премии по дефолтному свопу компенсируются поступлением премий в результате продажи встречного дефолтного свопа. В случае дефолта страховая компания получит всю сумму контракта. Опцион отличается от фиксированного свопа вариантами условий осуществления платежей и стоимостью покупаемых или продаваемых активов. Варианты условий осуществления платежей заключаются в сроках покупки или продажи опциона по цене исполнения (опцион на поставку или колл-опцион, и опцион на продажу или пут-опцион). Решение об осуществлении сделки зависит от рыночной конъюнктуры и других условий, например, невыполнения банком своих обязательств. Из всего многообразия деривативов при страховании вкладов и депозитов наиболее предпочтительными для страховой компании выглядят свопы и опционы. Свопы могут применяться при заключении договора цессии. В случае перехода к страховой компании прав требования к заемщику о погашении ссуды, срок погашения которой не наступил, своп дает гарантии получения страховой компанией суммы требования или гарантированно возместить убытки. Опционы могут применяться при использовании инструмента обременения активов банка. В случае заключения подобного условия страховая компания может заключить договор на возможную продажу активов по фиксированной цене другому банку или инвестиционной компании. Метод принятия риска заключается в согласии страховой компании с незначительной вероятностью реализации риска. Метод принятия актуален тем, что в его состав входит такой важный инструмент как резервирование. Поскольку полностью избежать реализации риска невозможно, страховая компания предполагает, что определенная вероятность реализации существует и принимает ее. Резервирование. Отнесение резервирования к инструментам принятия риска объясняется природой резервирования (фр. reserve — запас, reservare — сберегать, сохранять) — «это сумма, выделяемая предприятием на покрытие возможных или ожидаемых расходов или убытков»[XIII]. Отличие резерва от финансирования управления риском в том, что резервы остаются в собственности предприятия и могут быть задействованы только в случае реализации риска. Данный инструмент предполагает как нормативное резервирование согласно действующему законодательству, Приказам и Инструкциям Минфина и ФССН, так и добровольное резервирование согласно внутренним инструкциям страховой компании. В настоящее время нормативное страховое резервирование осуществляется на основании Приказа Минфина РФ от 11 июня 2002 г. №51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» с последующими изменениями и дополнениями. Урегулирование претензий и минимизация убытков. Применение этого инструмента означает урегулирование возникших случаев реализации риска, признанных страховыми. На практике этот инструмент может выражаться в предоставлении банком страховой компании дополнительного обеспечения или гарантий, в реструктуризации долга, продаже активов банка для погашения возникших обязательств, в передаче управления банком стороннему управляющему, в виде прочего внесудебного урегулирования. Урегулирование претензий и минимизация убытков предполагает задействование подразделений по удовлетворению регрессных исков: службы безопасности, юридической службы и других. Инициирование банкротства банка. В отдельных случаях страховой компании необходимо инициировать банкротство банка, чтобы вернуть хотя бы часть своих активов. В сводном виде современные методы и инструменты управления рисками страховой компании при страховании вкладов и депозитов представлены в табл. 7.1. Таблица 7.1 Методы и инструменты управления рисками страховой компании при страховании вкладов и депозитов.