Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Государственные учреждения дополнительного образования детей представляют собой целостную систему, направленную на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечивающую дополнительные возможности для удовлетворения образовательных и коммуникативных потребностей детей и подростков в сфере внешкольной деятельности и досуга.
Дополнительное образование имеет значительные отличия от стандартного общешкольного образования, главное из которых заключается в том, что дополнительное образование не является обязательным. Это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и организации самого процесса дополнительного образования в целом. Учреждения дополнительного образования это не столько школа, сколько творческая и воспитательная лаборатория. Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования. Позитивный опыт (творческий, познавательный, коммуникативный), приобретённый в детском коллективе, стимулирует ребёнка к саморазвитию, а это одна из главных задач, которую ставит перед собой система дополнительного образования. Главная задача педагога, руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развития и возможности реализации собственных творческих, познавательных, коммуникативных потребностей каждого ребёнка в детском коллективе.
Ведь педагог дополнительного образования детей – это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.
Очень точно, в исследовании Е.Б.Евладовой, педагог дополнительного образования детей назван равноправным участником партнерских отношений совместной деятельности с детьми, но это не снижает требований к нему в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных, создает и реализует программную модель взаимодействия. От того, как он это делает, во многом зависят успехи и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор. Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию [8].
1.2.1. Понятие о ситуациях успеха. Типы ситуации успеха.
Ситуация успеха и ее типы.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности [3]. Ситуация успеха – это условия, которые создает учитель для достижения хороших результатов.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха: [3]
1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения.
оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Рассмотрим некоторые разновидности этого приема: “Лестница”.
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника. По лестнице вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
« Даю шанс». Используется подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
“Исповедь. Этот прием применяется в тех случаях, когда есть надежда, что мое искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик.
2. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего класса на успех каждого ученика. Рассмотрим некоторые разновидности этого приема:
«Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
“Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный колоссальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
«Обмен ролями” дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
«Заражение» или “Где это видано, где это слыхано”.
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микро группы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микро групп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микро групп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
4.Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов.
“Эврика”. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
«Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
1.2.2. Использование ситуаций успеха в развитии мотивации достижения успеха.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста,— игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов. Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III—IV классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им . Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля над своими действиями и суждениями.
Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию , ребенка отвлекаться на посторонние дела.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников — в игре, а у младших школьников — в учении.
Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.
В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Более сложные случаи (объяснение неодинаковых результатов за счет комбинирования прилагаемых усилий и способностей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти-двенадцатилетних детей. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (I—IV классы), можно.
рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.
Становление самостоятельности и трудолюбия.
Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и в труде.
Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создает то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни (режиму дня, обязанностям, требованиям), и проблемы, связанные с обучением чтению, счету и письму, и новые заботы, которые возникают у ребенка в школе и дома. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на такие достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным. С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возраста. Прежде всего, ребенку необходимо поручать больше дел, выполнять самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, чтобы любая его попытка к независимым действиям стимулировалась как тенденция, безотносительно к успеху или неудаче.
Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах школы.
Выводы по 1 главе.
Таким образом, мы провели теоретический анализ формирование.
мотивации достижения посредствам создания ситуации успеха в.
работе педагога дополнительного образования.
Провели сравнительный анализ понятий «мотивов и мотивации»
Рассмотрели психологические особенности развития поведения.
младшего школьного возраста, рассмотрели педагогические действия ,
способствующие формированию мотивации достижения успеха.
Изучили специфику работы педагога дополнительного.
образования в развитии мотивации успеха у младших школьников, мы.
провели теоретический анализ понятия » Ситуации успеха»
Рассмотрели типы ситуаций успеха.
Из всего выше сказанного мы можем сделать такие выводы,
что для каждого ученика нужно создавать специальные.
условия на занятии для того, чтобы ребенок стремился к достижению.
успеха, избегал неудач, мы педагоги должны помнить, что.
главный мотив у школьника мотив достижения.
Так как в младшем школьном возрасте детям все интересно и они.
стремятся к знаниям. И действующие мотивы формируются в самой.
учебной деятельности . Педагогу важно сохранить тот мотив, который.
приведет ребенка к успеху. Для этого педагогу дополнительного.
образования важно и нужно создавать ситуации.
успеха, то есть создавать комфортные условия на занятии, которые.
помогут ребенку почувствовать себя увереннее и приведут к успеху .
Использовать на занятии различные виды стимулирования.
А также важно каждого ученика поддерживать в удачах и неудачах и.
помогать ученику, в каких- либо начинаниях или трудностях.
Учителю надо вместе с учеником радоваться достигнутым успехам в какой-либо деятельности. Ведь для ребенка успех это – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, даже маленький успех для ребенка – это уже большая радость и гордость за свои успехи.
ГЛАВА2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ.
2.1. Исследование по выявлению уровня мотивации достижения с описанием процедуры проведения.
Для проведения исследования мы составили план:
Изучение и отбор методик по диагностике мотивации успеха и боязни неудачи детей.
Обработка результатов и составление отчета.
Исследование проходило на базе школы центр «Динамика» № 616 Адмиролтейского района города Санкт – Петербурга. В диагностике принимало участие 7 учащихся 4 класса: 4 девочки и 3 мальчика. Для целенаправленного проведения исследования мы провели изучение и отбор методик, определяющие мотивацию успеха и боязнь неудач:
1Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решётка Шмальта.
2А. Мехрабиан Опросник «уровень мотивации достижения успеха»
3 Методика А. А. Реана Тест- опросник » Мотивация успеха и боязнь неудач»
3Методика мотивации к успеху Т. Элерс.
Наше исследование проводилось по методике А.А. Реана Тест-опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач»Цель исследования изучение мотивационной ориентированности учащихся на успех или на неудачу.
Школьникам было предложено ответить на вопросы согласно инструкции: . Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным. Затем анкеты были обработаны при помощи ключа, и определилось мотивационная ориентированность учащихся, преобладающее в данной группе.
По результатам диагностики:
В группе преобладает мотивация на не успех, т.к. 6 обучающихся из 7 вышли на этот уровень. Это составляет 71, 5 %.
Однако в группе присутствует и мотивация на удачу , что отметили в своих анкетах 2 обучающихся. Это составляет 28,5% от числа обучающихся в группе. А наша педагогическая задача – пробудить познавательный интерес и при этом создать ситуацию успеха на занятии, останется нереализованной. Для того чтобы повысить их познавательный интерес, мы решили провести занятия с использованием операций для создания ситуаций успеха по методике А.С.Белкина.
После проведенных занятий мы провели снова методику диагностики «Мотивация успеха и боязнь неудач» Результаты немного изменились: уменьшилось число детей, стоящих на позиции неудачи, а наоборот увеличилось число учащихся, у которых преобладала мотивация успеха.
Выводы по главе 2.
После первой проведенной диагностики в нашей группе преобладало мотивация неуспеха боязнь неудач. Мы попытались пробудить познавательный интерес у детей с помощью методики А.С. Белкина «Приемов создания ситуации успеха». В результате, у детей снизился уровень мотивации к неудачам, а повысился уровень мотивации успеха Следовательно, нам удалось детей заинтересовать и привлечь к деятельности с помощью приемов по созданию успеха по методике А.Белкина.