Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.
Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по потере кормильца, социальная.
Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Источником финансирования государственных пенсий являются:
— бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.
Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большой части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая надо признать, является дешевой в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная система, становление и функционирование которой связано с целым рядом издержек. Тем не менее, большинство стран отказывается от распределительных систем. Это вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах ухудшается демографическая обстановка. Так, население России в среднем уменьшается на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера.
Возвратимся к нашему примеру и допустим, что численность работающих и численность пенсионеров равны и составляют по 45 млн. человек. В этом случае отчисления в пенсионный фонд составят 2000 руб.* 45 млн. человек *, *15% = 13500 млн. руб.;
средняя пенсия составит 13500 млн. руб. : 45 млн. чел. = 300 руб.
Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в этом следует искать причины того, что распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.
Основные черты реформируемой пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
1 января 2002г. Россия вступила в очередную фазу развития пенсионной реформы, когда пенсионная система, основанная ранее на чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный, так и накопительный принципы.
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:
государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;
обязательное пенсионное страхование;
негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:
— базовая часть трудовой пенсии по старости;
— базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
— базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
— социальные пенсии нетрудоспособным гражданам;
— государственные пенсии военнослужащим;
— пенсии другим отдельным категориям граждан Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:
По состоянию на 01.02.2012 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3170 рублей 48 копеек в месяци должен индексироваться с учетов темпов инфляции Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Страховая часть трудовой пенсии (за счет страховой части обязательных страховых взносов).
Размер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.
Накопительная часть трудовой пенсии (за счет накопительной части обязательных страховых взносов).
Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.
На конец марта 2006г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию в России, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. К 2012 году их количество увеличилось до 103. В 2004г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб. За указанный период (2004-2012) количество получателей негосударственных пенсий увеличилось в 2,5 раза и достигло 703,3 тыс. человек.