С вопросом, использовать стандартное решение или создать собственную разработку, страховые компании столкнулись уже давно. Нехватка «готовых» решений, вызванная спецификой бизнеса, спровоцировала компании на внедрение самописных систем. Сейчас на рынке появилось достаточное количество ИС для страховщиков, однако не все компании готовы отказаться от своего ПО.
Страховой бизнес в России развивается сегодня достаточно успешно, однако, по сравнению с банковским сектором, прибыли здесь существенно менее стабильны. Соответственно, до сих пор меньше и суммы, которые страховщики готовы тратить на ИТ. При том, что информатизация является неотъемлемым спутником укрупнения бизнеса и региональной экспансии – процессов, очевидно, характерных для развития отечественного страхового сектора в последние годы. В свою очередь это определяет неизбежность значительных инвестиций в модернизацию ИТ-инфраструктуры расширяющихся сетей, обеспечение единого инфопространства и безопасности систем.
ИТ-бюджеты отечественных страховщиков долгое время формировались по остаточному принципу, а острая необходимость в автоматизации появилась только в связи с бурным развитием массового страхования в России, в первую очередь – ОСАГО. Именно с введения обязательного страхования автогражданской ответственности по сути и начинается информатизация в российском страховом секторе, игроки которого теперь внимательно присматриваются к существующим на рынке решениям и сервисным предложениям ИТ-поставщиков.
В целом темпы расходов страховых компаний на ИТ, как их фиксирует Росстат, в значительной степени определяются уровнем свободных средств. Соответственно, среди факторов, сдерживающих общий рост спроса на ИТ в отрасли, можно отметить, во-первых, нестабильность прибыли и, во-вторых, низкий уровень стандартизации страхового бизнеса в России.
Страховщикам нужен специфический софт.
Доля ПО в ИТ-расходах отечественного страхового сектора, по данным Росстата, сегодня нетипично высока — 30% против 18% по экономике в целом. Спрос на приложения с недавнего времени начал здесь устойчиво и динамично расти. Долгое время слабость рыночного предложения ИТ под специфические нужды страховщиков (да и в целом их слабое понимание поставщиками) заставляло отрасль наращивать расходы на развитие внутренних ИТ-отделов и самостоятельную разработку софта.
Тяготение к самостоятельной разработке систем характерна отнюдь не только для российских страховщиков. В Европе и Америке страховые компании точно так же часто автоматизируют основную деятельность собственными силами, используя тиражные продукты для покрытия отдельных стандартных функций. Игроки рынка апеллируют к тому, что на самописной системе работает даже крупнейший игрок американского рынка страхования – AIG.
ИТ-системы для страхования.
«Континент: Страхование. ОСАГО (1С: Предприятие:8.0)
Континент: Страхование (1С: Предприятие 7.7)
Автоматизация учета полисов ОСАГО.
(1С: Предприятие 7.7)
1С: Предприятие: Управление страховой компанией.
(1С: Предприятие 8.0)
Континенталь, Гелиос резерв.
Московская Страховая Компания.
Комплексная система управления страхованием, перестрахованием, финансами.
Расчет страховых взносов и автоматизации документооборота.
Microsoft Dynamics CRM.
Источник: CNews Analytics, 2008.
Наибольшее преимущество самописной системы — ее гибкость, возможность оперативного внесения изменений, причем самостоятельно, без обращений к какому-либо внешнему поставщику. С другой стороны, очевидны и риски – как правило, слабая документированность, сложность подготовки и контроля новых версий, а также зависимость – глобально, всего бизнеса — от команды разработчиков.
Свое или чужое?
Впрочем, с дилеммой – собственная разработка или стандартное решение – отечественные страховщики столкнулись, можно сказать, совсем не давно. ИТ-рынок не слишком быстро подстроился под требования этого специфичного бизнеса, которому по сути мало что мог предложить. Теперь же, когда отрасль окрепла и демонстрирует вполне убедительные ИТ-бюджеты, речь идет не о простой доработке систем автоматизации бухучета. Сегодня подросшие и «изголодавшиеся» по решениям, адекватным требованиям их бизнеса, страховщикам интересны и CRM (причем от крупных мировых вендоров – так, «Ингосстрах» смог позволить себе Oracle Siebel CRM), и ERP – как стандартное требование эпохи консолидации, поиска крупных инвесторов и выхода на биржи (первым в России страховщиком, принявшим решение о внедрении SAP ERP, стала ССГ, выделившая на трехлетний проект 3 млн евро).
Очевидно, что ERP сегодня выбирают крупные страховые компании, ориентированные на обеспечение менеджмента оперативной информацией для принятия бизнес-решений, а также на формирования консолидированной отчетности и бюджетирования на уровне группы. Выбор здесь обычно сосредоточен между продуктами двух конкурирующих «тяжеловозов» — SAP и Oracle.
Более мелкие же игроки, разумеется, пока даже не смотрят в сторону ERP, однако и простейшей автоматизацией операционного учета уже не довольствуются. Для ускорения работы страховщикам необходимо, помимо бухгалтерских систем, покрыть большинство рутинных процессов – расчет ключевых параметров договоров, учет данных по выданным полисам и заключенным контрактам, моделирование страховой деятельности и т.д. Растет количество приобретений систем бюджетирования, совершенствуется технологическое обеспечение контакт-центров, заметен интерес к системам класса BI.
В целом отечественные страховщики – пока будут оставаться в силе факторы, стимулирующие рост их бизнеса, прибыли, и соответственно, затрат на ИТ, – не планируют сбавлять темпы автоматизации ключевых и сопутствующих процессов. Потенциал спроса привлекает все большее количество поставщиков уже специализированных ИТ-решений – как отечественных, так и западных. Вполне вероятно, что их предложение для этого рынка будет в ближайшие годы заметно расширено.
Мария Попова / CNews Analytics.
Андрей Тихий:
Для страховых компаний актуальны системы управления эффективной агентской сетью.
На вопросы CNews ответил директор сектора страхования и почтовых сервисов SAP СНГ Андрей Тихий.
CNews: Спрос на какие бизнес-приложения в последние год-два был наиболее высоким среди страховщиков, работающих на российском рынке? Какими факторами, на ваш взгляд, объясняется востребованность этих продуктов?
Андрей Тихий: Наиболее востребованными являются бизнес-приложения, обеспечивающие работу со страховыми договорами, андеррайтинг, актуарные расчеты и получение аналитической информации. Эти потребности обусловлены условиями быстрорастущего рынка, а также тем, что многие компании начинают осознавать необходимость и важность анализа своей деятельности – продаж, убыточности, обоснованности применяемых страховых тарифов и пр.