Утверждены приказом.
И. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан.
от «_15_»__12 2004_г. №__866__.
Мин. Юстиции № 000 от 25.01.05.
Опубликовано в юрид. Газете 13.02.05.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и эксплуатации организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования»
1. Общие положения.
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и эксплуатации организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» (далее — санитарные правила) предназначены для организаций образования всех форм собственности.
2. Руководители организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования должны обеспечивать соблюдение требований настоящих санитарных правил.
3. В настоящих санитарных правилах использованы следующие термины и определения:
1) учебные заведения — организации начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
2) академический час занятий (учебный час) — продолжительность занятий или лекции от начала до перемены (перерыва) для организаций начального профессионального, среднего профессионального профессионального образования – 45 минут, высшего профессионального образования – не менее 40 минут.
3) учебная нагрузка – число часов учебных занятий обучающихся в учебном заведении за принятую в учебном заведении учебную неделю;
4) суммарная учебная нагрузка — сумма учебных часов с часами, выделяемыми на проведение факультативных и секционных занятий, кружков и других.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к участку и территории.
4. Размещение и размеры земельных участков для учебных заведений должны соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил (далее – СНиП).
5. На земельном участке учебных заведений должны предусматриваться следующие основные зоны: учебно-производственная, физкультурно-спортивная и военной подготовки, отдыха, жилая (общежития, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания), хозяйственная, открытые площадки для стоянки автомобилей и других транспортных средств. Учебно-опытная зона выделяется в зависимости от профиля.
6. В учебных заведениях, использующих современную компьютерную и вычислительную технику, электронные технические средства обучения, программные средства и информационные технологии, в учебно-производственной зоне должны предусматриваться дополнительные резервные площади из расчета 6 квадратных метров (далее — м2) на одно место.
7. Склады, гаражи, ремонтные мастерские и другие подсобные помещения должны объединяться в один блок и размещаться в хозяйственной зоне. Хозяйственная зона располагается в глубине участка и должна иметь отдельный въезд с улицы не пересекающейся с основным потоком движения обучающихся.
8. Спортивная зона должна располагаться вблизи от спортзала и не должна располагаться со стороны окон учебных помещений.
9. Площадь озеленения должна составлять не менее 40 процентов (далее — %) площади участка. При размещении участка вблизи лесных и садовых массивов площадь озеленения допускается сокращать до 30 %.
10. Организация системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборка территории должна соответствовать требованиям действующих нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – НПА).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям и основным помещениям.
11. Площади помещений должны устанавливаться в зависимости от их назначения и количества обучающихся, в соответствии с действующими СНиП.
12. Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории должны размещаться на надземных этажах.
13. В цокольных этажах допускается располагать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища. В подвальных этажах допускается располагать производственные мастерские, лабораторные аудитории для изучения специальных предметов со специальным оборудованием, бойлерные, насосные водопроводы и канализации, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, машинные отделения лифтов.
14. Спортивные и актовые залы, библиотеки, столовые должны размещаться с учетом возможного их использования независимо от учебных помещений. Помещения столовой и кухни должны выделяться в отдельный блок на первом этаже и иметь выход на хозяйственную зону.
15. Между отдельными учебными зданиями в соответствии с тре­бованиями учебного процесса должны предусматриваться отапливаемые переходы. Для учебных заведений, размещаемых в IV климатическом районе, устройство отапливаемых переходов не требуется.
16. Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных залов, помещений пищеблока. Не допускается размещать спортивный зал над учебными, административными помещениями, помещениями медицинского назначения.
17. При спортивных залах необходимо иметь 2 раздевалки с душевыми и санузлами, кабинет преподавателя, снарядная или склад для хранения спортивного инвентаря, площадью не менее 18 м2.
18. Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков должна быть целостной, гладкой, легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции.
19. Для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем, фильтров используются материалы, разрешенные к применению в Республике Казахстан. Для покрытия стен и потолков в помещениях может применяться известковая или водоэмульсионная побелка и обои.
20. Применение подвесных потолков допускается в помещениях, не требующих соблюдения противо­эпидемического, дезинфекционного режимов (вестибюли, коридоры, холлы) и должны обеспечивать возможность проведения их уборки и очистки.
21. В помещениях с влажным режимом работы потолки должны окрашиваться водостойкими красками, стены облицовываться глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на полную высоту, для покрытия полов применяются водонепроницаемые материалы.
22. Отделка помещений, связанных с работой с химическими, радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и лабораторий, специфика работы которых требует специальных условий, должна быть целостной, и выполнена в соответствии с действующими нормативными документами.
23. В учебных помещениях полы должны обладать повышенными теплои­золяционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные, окрашенные масляной краской). При линолеумном покрытии полы должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, без щелей, трещин, дыр. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть припаяны. Края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, которые плотно закрепляются между стеной и полом. Полы в вестибюлях следует делать устойчивыми к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы).
24. В местах установки раковин и других санитарно-технических приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок предусматривается гидроизоляция глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,8 метров (далее – м) от пола и на ширину более 20 сантиметров от оборудования и приборов с каждой стороны.
25. На каждом этаже здания и по отдельным его блокам должны быть санитарные узлы раздельно для юношей и девушек, а также для педагогов и обслуживающего персонала.
26. В зависимости от профиля учебных заведений должны быть предусмотрены помещения для хранения инструментов, заготовок, сырья для мастерских и готовой продукции. Каждая мастерская должна быть оборудована шкафами для хранения специальной одежды и умывальными раковинами с подачей холодной и горячей воды.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, освещению.
27. Учебные заведения должны быть обо­рудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим во­доснабжением, теплоснабжением, вентиляцией (при необходимости системами кондиционирования воздуха) в соответствии с требованиями действующих СНиП.
28. Здания должны быть подключены к действующим в данном населенном пункте электрическим, телефонным сетям и другим инженерным коммуникациям.
29. Для учебных заведений на случай выхода из строя или профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное (аварийное) горячее водоснабжение в буфетах и пищеблоках.
Горячее водоснабжение должно быть предусмотрено для обеспечения лабораторно-технических и хозяйственно-бытовых нужд.
30. Санитарно — технические приборы и устройства должны находиться в исправном состоянии, очищаться от ржавчины и других наслоений, не должны иметь трещин и других дефектов. Неисправные приборы подлежат замене. Туалеты должны быть оборудованы кабинами, вешалками, раковинами, зеркалами.
31. Количество санитарных приборов следует принимать из расчета — один прибор на тридцать человек. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов.
32. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, исключать загрязнение воздуха вредными веществами и запахами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать шума, превышающего допустимые уровни, должны быть обеспечены регулирующими устройствами, и быть удобными для текущего обслуживания и ремонта.
33. Нагревательные приборы размещаются у наружных стен, под окнами, без ограждений. В спортивных залах и лабораториях отопительные приборы должны ограждаться декоративными решетками, сетками или перфорированными стенками. Ограждения должны обеспечивать свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки приборов, и установлены так, чтобы не возникла необходимость увеличения поверхности приборов более чем на 15 %.
34. В качестве теплоносителя в системах центрального отопления используется вода с предельной температурой в нагревательных приборах 85 градусов Цельсия.
35. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений.
36. Во всех помещениях должна быть предусмотрена естественная вентиляция посредством форточек, откидных фрамуг, створок, а также вентиляционных каналов. Работающие вентиляторы и электродвигатели должны быть отрегулированы, иметь плавный ход без посторонних шумов и не вызывать вибрацию конструкций.
37. В лабораториях, учебно-производственных мастерских, аудиториях, залах курсового и дипломного проектирования, в актовых и спортивных залах, столовых, помещениях медицинского назначения и санитарных узлах должны предусматриваться самостоятельные системы вытяжной вентиляции.
38. Естественное и искусственное освещение помещений учебных заведений должны соответствовать требованиям действующих СНиП.
39. Все учебные помещения, лаборатории, библиотеки должны иметь естественное освещение. Ориентация световых проемов в чертежных и рисовальных залах, кабинетах информатики должны быть на север, северо-восток и северо-запад. Планировка учебных и лабораторных помещений и размещение в них оборудования должны обеспечивать боковое освещение рабочих мест студентов естественным светом с левой стороны.
40. Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного влияния на человека и внутреннюю среду помещений. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях. Для освещения отдельных функ­циональных зон и рабочих мест должно устанавливаться местное освещение.
41. Освещение помещений искусственным светом без естественного освещения допускается в книгохранилищах, актовых залах, телестудиях, фотолабораториях, рентгеновских кабинетах, гардеробах, душевых, санузлах. В учебно-лабораторных помещениях должно быть предусмотрено аварийное освещение от независимого источника питания.
42. Искусственное освещение помещений осуществляется люми­несцентными лампами и лампами накаливания. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными закрытыми рассеивателями.
43. Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точно зрительных работ, должно быть не менее 4000 люкс (далее — лк) при системе комбинированного освещения.
44. В кабинетах технических средств обучения (далее – ТСО) световая обстановка должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и освещенность ее не должна быть ниже 300 лк.
45. В слесарных мастерских световая обстановка должна создаваться системой общего освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее 500 лк. В производственных мастерских, кабинетах специальной технологии уровень освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных организаций, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений. Допускается комбинированное освещение.
46. Для освещения станков должны использоваться светильники в соответствии с действующим стандартом и требованиями действующих НПА.
47. Для освещения классной доски светильники должны устанавливаться параллельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения.
48. Количество обучающихся лиц не должно превышать проектной мощности учебного заведения. Оборудование помещений аудиторий, учебных кабинетов, лабораторий должно осуществляться с учетом их специфики и соблюдения техники безопасности.
49. Учебные кабинеты, лаборатории оборудуются рабочими столами со стульями в соответствии с ростом обучающихся и должны соответствовать требованиям действующих стандартов. Использование скамеек, табуретов и стульев без спинок и неисправной мебели не допускается.
50. Расстановка оборудования в учебных кабинетах и производственных помещениях должна проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35 градусов (далее — ˚):
1) размеры столов на каждое место в аудиториях и кабинетах должны быть не менее: ширина 0,5 м, длина 0,6 м, высота 0,75 м. Расстояния между торцами столов (ширина прохода) должна быть не менее 0,6 м;
2) ширина прохода между доской и первыми столами в рядах должна быть равна 2,4 — 2,7 м; между стеной и противоположной доской или встроенными шкафами и последними партами – 0,7 м;
3) в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается в четыре ряда, при этом расстояние от первых столов до классной доски должно быть не менее 3-х м;
4) в лабораториях расстояние между рядами учебной мебели – 1,0 м; между чертежными столами в кабинетах черчения – 0,7м;
5) оборудование в мастерских должно расставляться перпендикулярно или под углом 30°- 45°к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах – не менее 0,8 м);
6) в мастерские должны оснащаться малошумным оборудованием, кроме того, должны проводиться мероприятия по снижению уровней шума и вибрации, которые не должны превышать допустимых уровней.
51. Размеры и конфигурация классных досок может быть различной: передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном. Классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, ветоши или губки.
52. Оборудование специализированных кабинетов, учебных кабинетов, рабочее место преподавателя, связанные с работой на видеотерминалах (далее — ВТ) и персональных компьютеров (далее — ПК), мест занятий физической культурой и спортом должны соответствовать требованиям действующих НПА.
53. Все помещения учебных заведений должны содержаться в чистоте. Уборка должна проводиться ежедневно, генеральная – один раз в неделю и предусматривать мытье полов, осветительной арматуры, дверей, протирку мебели с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Не допускается привлекать обучающихся к мытью туалетов и осветительной арматуры.
54. Уборочный инвентарь должен маркироваться и храниться в шкафах или отведенных для этих целей местах.
55. Ведение учебных занятий в учебных заведениях допускается в две смены и должно регламентироваться расписанием занятий, при составлении которого необходимо учитывать аудиторный фонд, число учебных групп, трудоемкость учебных дисциплин, суточный ритм физиологических функций организма. Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъема работоспособности.
56. Расписание должно обеспечивать равномерное распределение учебной работы обучающихся, постепенное нарастание учебной нагрузки, оптимальный ритм и режим труда, и не должно включать подряд две лекции.
57. Занятия физическим воспитанием обучающихся, за исключением специализированных организаций образования спортивного направления, проводятся в любые дни в объеме не менее 4 часов в неделю, с учетом распределения обучающихся на медицинские группы согласно приложению к настоящим правилам и нормам. Не допускается при двухразовых занятиях в неделю назначать их два дня подряд. Занятия физической культурой необходимо проводить в конце учебного дня.
58. Расписание учебных занятий составляется на весь семестр, предусматривает непрерывность учебного процесса в течение учебного дня с учетом равномерного распределения учебной работы обучающихся в течение учебной недели.
59. Для предупреждения развития переутомления должны проводиться следующие мероприятиями:
1) проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 минут работы за ВТ и ПК;
2) устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
3) подключение таймера к ВТ и ПК или централизованное отк­лючение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВТ и ПК;
4) проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с обязательным выходом обучающихся из него;
5) осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 минут.
6) не проводить учебные занятия с ВТ и ПК для обучающихся после 17 часов;
60. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВТ и ПК для обучающихся первых курсов не должен превышать 3 часа, для обучающихся старших курсов — 4 часа при соблюдении профилактических мероприятий как во время учебных занятий.
61. Суммарную (аудиторную и внеаудиторную) учебную нагрузку студентов следует планировать на первом курсе в объеме не более 54 часов в неделю, на последующих курсах – не более 57 часов. Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять в среднем 10 часов, в том числе 6 часов аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных занятий во внеаудиторное время.
62. Расписание учебных занятий в организациях начального и среднего профессионального образования должно составляться в точном соответствии с графиком учебного процесса и учебными планами, не содержать таких занятий, которые не предусмотрены учебными планами.
63. Нагрузка обучающихся организаций начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.
64. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 — минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводиться производственная гимнастика (7-8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливается один перерыв 40-50 минут после 3-3.5 часов работы.
65. По профессии металлургического профиля первые 5-6 недель нагрузка должна быть уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня следует чередовать «горячие» и «холодные» виды работ; предусматривать дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом. Обучающиеся должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и организованным питьевым режимом.
66. Для строительных профессий должны предусматриваться: использование рациональной одежды; установление дополнительных перерывов не менее 15 минут, обеденного перерыва продолжительностью не менее 40 минут; организация питьевого режима.
67. Для профессий механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля должно предусматриваться время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) должен быть 35-45 минут, а в жаркие дни – 3-4 часа. Полевые работы должны проводиться в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры и Инструкции по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов» от 01.01.01 года № 000, зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.
68. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение должно проводиться в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации; на 2-3 курсах — в цехах или на рабочих местах производств при их соответствии действующим НПА.
Обучение должно проводиться только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования обучающимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часов.
69. Для обучающихся должен предусматриваться комплекс оздоровительных мероприятий: ежедневная витаминизация пищи, сбалансированное питание, профилактическое ультрафиолетовое облучение, пребывание на открытом воздухе не менее 3 часов в день.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания.
70. В местах проживания и обучения для обучающихся должны быть предусмотрены объекты общественного питания, в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания» от 01.01.01 года № 000, зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000.
71. Продукты и сырье, поступающие на объект общественного питания должны иметь документы, подтверждающие их безопасность и качество.
72. Питание должно быть рациональным, полноценным, безопасным и включать диетические блюда. Рацион питания должен быть сбалансирован по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к организации медицинского обслуживания.
73. В местах для проживания обучающихся должны предусматриваться медицинские пункты, отвечающие требованиям действующих НПА.
74. В учебных заведениях образования должно быть выделено помещение для медицинского пункта. Медицинский пункт должен быть оснащен медикаментами, необходимой медицинской аппаратурой, мебелью, уборочным инвентарем.
75. Персонал учебных заведений должен проходить медицинский осмотр в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров декретированных групп населения» от 01.01.01 года № 000 зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000.