Страхование имущества может быть обязательным и добровольным. В бухгалтерском учете затраты на обязательное и добровольное страхование включают в состав расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете затраты на обязательное страхование включают в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством России.
Затраты на добровольное страхование включают в сумме фактических расходов. Если расходы по страхованию относятся к нескольким отчетным периодам (например, при оплате договора страхования разовым платежом), то они равномерно распределяются между ними.
В январе ЗАО «Актив» заключило договор страхования материалов, которые находятся на складе, от пожара. Срок действия договора — два года (24 месяца). По договору «Актив» перечислил страховую премию в сумме 80 000 руб.
Сумма затрат по страхованию, которая ежемесячно включается в состав прочих расходов, составит:
80 000 руб. : 24 мес. = 3333 руб.
Эту сумму отражают:
— в бухгалтерском учете — в составе расходов по обычным видам деятельности;
— в налоговом учете — в составе прочих расходов.
Расходы на страхование отражают в налоговом учете только после их оплаты. Метод определения выручки, по которому работает ваша фирма (по оплате или по начислению), значения не имеет. Причем задолженность по страховым взносам должна быть погашена только денежными средствами. Если, например, в счет оплаты взносов фирма выполнит те или иные работы (окажет услуги), то расходы по страхованию при налогообложении прибыли не учитываются (письмо МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@).