Прямое страхование как особый вид услуг в 2008 году на российском рынке сразу несколько компаний. Прямое страхование известно на Западе уже несколько десятков лет. В Европе, например, подобным образом продается до 60 процентов одних только автостраховок.
Прямое страхование (dirесt insurаnсе) — это продажа страховых полисов напрямую через Интернет или саll-центр. Покупателю не нужно никуда ехать – для заказа можно заполнить форму через сайт или позвонить по телефону. Ответив на нужные вопросы, клиент получает готовый страховой полис через курьера.
Таким образом значительно экономится время покупателя. И еще один, возможно, главный, плюс для клиента – прямое страхование помогает сэкономить примерно 25% средств, а иногда и до 40% по сравнению с классической схемой приобретения полиса. Для прямого страхования каско это может вылиться в весьма солидную сумму. Выгодных цифр удается достичь благодаря отсутствию агентской комиссии и экономии на орграсходах.
Есть у прямого страхования и свои недостатки. Во-первых, клиент для покупки должен быть достаточно подготовлен и разбираться в существующих возможностях и предложениях на рынке. Во-вторых, в российской традиции приобретения финансовых услуг очень силен человеческий фактор – многие покупатели не мыслят в таком деле обойтись без помощи консультантов, разъясняющих каждую мелочь. Кроме того, развитие Интернета и финансовой грамотности населения в нашей стране все же пока отстает от Запада. Отзывы прямое страхование пока собирает не слишком многочисленные — все же не так много людей на данный момент воспользовались этой услугой.
Что касается перспектив компаний, то учитывая успешность западного опыта, нельзя забывать, что страхование там находится на более высоком уровне уже много лет. Там лучше качество дорог и автопарка, выше культура вождения и обеспечения безопасности. Потому европейские страховые компания при более низких тарифах имеют высокую прибыль.
Несмотря на это, участники российского рынка прямого страхования настроены оптимистично. Весной 2008 г. Intоuсh Insurаnсе Grоuр (Нидерланды) открыла в России страховую компанию по прямым продажам, сопроводив старт мощной рекламой. Представители компании считают, что Россия вполне готова к такому виду сервиса.
Помимо «Интач страхование» открыли или обновили направления прямых продаж «РОСНО», «Ренессанс Страхование», «КИТ Финанс» и другие операторы страхового рынка.
Однако не все уверены в перспективах прямых продаж и многие крупные страховые компании не собираются развивать это направление. Например, в компании «Ингосстрах» считают, что несколько каналов продаж могут вызвать ценовые конфликты внутри компании, и что Россия все же не готова в силу менталитета и технических особенностей принять это новшество.