Министр образования РФ в медиацентре «Российской газеты» подвела промежуточные итоги реализации приоритетных проектов в сфере образования и науки.
В шестёрку приоритетных проектов Минобрнауки входят : «Рабочие кадры для передовых технологий», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Создание современной образовательной среды для школьников» и др.
Говоря о реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей», Ольга Васильева сказала: «Дополнительное образование наших детей — это важнейшая часть их жизни и нашей с вами тоже. Она должна быть наполнена внеурочной деятельностью и дополнительными занятиями. Работа ведется по трём направлениям: создание инфраструктуры, кадры и методическое сопровождение этого большого проекта».
Также министр отметила, что если говорить о педагогах дополнительного образования, то это люди, которые работают от души, но у 25% нет профессионального педагогического образования.
«Мы не собираемся делать резких движений и предъявлять этим людям требования об обязательном педагогическом образовании, — отметила министр. — Но через повышение квалификации и через систему онлайн-образования, мы сумели начать подготовку и переподготовку педагогов дополнительного образования и будем заниматься этим впредь, потому что это очень важно. В этом году провели обучающие семинары для руководителей центров дополнительного образования. Кроме того, мы прорабатываем пути привлечения наших студентов педагогических специальностей к реализации программ дополнительного образования. В советское время была такая практика».
Кроме того, министр рассказала,что Минобрнауки рассчитывает решить важнейшую задачу, а именно — формирование региональных центров выявления талантливых детей.
«Через систему дополнительного образования мы будем уделять особое внимание школьникам, проявившим способности к математике, — отметила Ольга Васильева. — Если мы говорим о цифровой экономике, то в её основе, прежде всего, лежит базовая математика».
В рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей», 9 регионов России получили субсидии из федерального бюджета для софинансирования своих больших региональных мероприятий по созданию модельных центров дополнительного образования. Кроме того, до конца года в разных регионах России должны появиться 40 «Кванториумов». Свыше 400 тысяч российских школьников будут вовлечены в мероприятия и проекты детских технопарков. Каждый открываемый детский технопарк ведёт обучение, в первую очередь, по тем направлениям, которые востребованы в регионе. Но основное направление — это инженерно-техническое. «Кванториумы» — это уникальная среда для развития ребёнка и они становятся доступными не только городским школьникам, но и тем, кто живёт в сельской местности.
Всего для реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей», ежегодно будет выделяться финансирование в размере более 1 миллиарда рублей.
Корреспондент журнала «Столичное образование» на пресс-конференции задал вопрос : «Ольга Юрьевна, Вы подчеркнули в своём выступлении, что для Вас очень важно, как родители оценивают проект «Доступное дополнительное образование для детей». Весной этого года Общероссийский народный фронт провёл масштабный социологический опрос среди родителей о доступности дополнительного образования. Результаты показали, что объём платных услуг достигает 42%, а в крупных городах, как Москва, доля платных кружков достигает 75% ! Сегодня не каждая семья может платить за дополнительное образование, поэтому ситуация с доступностью из года в год ухудшается. Как Министерство образования планирует переломить негативную тенденцию по коммерциализации дополнительного образования ?»
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: «Я говорила и говорю, что вся кружковая работа в школах бесплатная . Ни о какой плате не может быть и речи. Иногда родители приходят ко мне и показывают листы соглашения, которые им предлагают в школах. Там есть хитрая уловка, что «…родители на добровольной основе очень хотят дополнительные занятия, например, по математике». Дальше родители получают соглашение, в котором их детям рекомендуют 4-5 дополнительных занятия, за которые выставляется сумма на оплату… Или ещё один пример. Смотрю расписание в одной из школ, в котором внеурочное дополнительное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов обозвали лекцией. Урок бесплатный, а лекция уже платная. Вот с этим мы будем бороться и бороться очень серьёзно. При коммерциализации дополнительного образования, которое должно быть исключено, мы никогда не сможем охватить большое количество детей допобразованием.
Ещё раз хочу вам напомнить маленькую деталь, о которой говорю со дня назначения меня министром образования и науки. Парадокс ситуации заключается в том, что в настоящее время Министерство образования и науки не имеет прямого влияния на школы страны. Но вертикаль системы управления будет выстраиваться и подготовка к ней идёт. Тогда мы сможем спрашивать с конкретного директора каждой школы…».
Отвечая на вопрос нашего корреспондента, как продвигается проект «Шахматы в школе», министр Ольга Васильева проинформировала, что хотя бы один урок в неделю обязательно должен быть в каждой начальной школе. По словам руководителя ведомства, шахматы развивают логическое мышление и положительно сказываются на успеваемости. Например, в Армении уже введено обязательное преподавание шахмат с 1 по 4 класс. В настоящее время школьники из Армении показывают очень хорошие результаты на математических олимпиадах.
« Взаимодействие шахмат и математики очевидно, — считает Ольга Васильева. — Если мы хотим, а мы хотим развивать нашу математику, необходимо ввести шахматы в учебный процесс. Тем более, что шахматы.
легко ввести в учебный процесс — они не требуют больших затрат на оборудование. После начальной школы шахматы можно перевести на факультативную форму. Во многих школах – и городских, и сельских — эти кружки уже есть ».