ПО ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
«ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ!»
Срок реализации 1 год.
Возраст: 7 – 8 лет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ!»
Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Срок реализации 1 год.
Человек – дело рук природы,
Он существует в природе, Он подчиняется ее законам.
Птицам даны крылья, рыбам – плавники,
А людям, которые живут в природе,-
изучение и познание природы: вот их крылья!
Пояснительная записка.
Состояние жизни на Планете во всех ее сферах на сегодняшний день вызывает тревогу. Нарастающее техническое могущество людей плохо сочетается с малоизученными планетарными процессами, происходящими в биосфере, с укоренившимися представлениями о безграничности и неисчерпаемости природных богатств. Неблагополучие экологического состояния планеты является результатом бездумной деятельности людей, которых не беспокоит ее будущее. Следствием этого являются глобальные экологические проблемы на Земле. Решить эту проблему может новая стратегия развития общества, которая будет касаться всех сфер жизни людей – технического развития, культуры, образования, формирования нравственности и т.д. И как сказал Н.Н. Моисеев, только грамотное и по-настоящему интеллигентное общество способно выйти на режим коэволюции.
Ответственность человека за судьбу планеты это – новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма, которая нуждается в экологическом образовании и воспитании, в формировании экологической культуры личности. Экологическое образование является непременным условием стабильности экосистем, биосферы в целом, эволюции ее в ноосферу.
В настоящее время в общественном сознании наблюдается рост приоритета экологических ценностей. И недаром ХХ1 век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды», в отличие от века ХХ – «столетия экономики» А это значит, что экология будет определять экономику, образование и культуру, при этом ведущая роль принадлежит воспитанию, так как уровень культуры любого человека – общий или экологический – есть результат воспитания.
Поэтому воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме.
Базовым, в развитии экологической культуры выступает уровень, приобретенный детьми в дошкольном детстве.
Принципы программы: Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности. Принцип наглядности Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки). Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями Приоритетной задачей программы является формирование у детей единого, целостного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной, экологически ориентированной картины мира и соответствующего отношения к природному и социальному окружению.
Программа нацелена на формирование осознанно-правильного отношения к природе, окружающему миру, к себе; на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически нравственного обоснованного поведения в природной и социальной среде. В процессе изучения курса «ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ! » осуществляется систематизация и расширение представлений младших школьников о предметах и явлениях природной и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение их жизненного опыта, воспитание интереса и любви к природе родного края, к своему городу, к своей Родине. В процессе изучения курса обеспечивается существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание программы включается в себя широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете Земля. При этом человек, природа и общество рассматриваются в тесном единстве. Важной задачей программы является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к детям при их обучении и нацелена на тесное взаимодействие с родителями школьников. Цели и задачи программы:
Цель программы : воспитание экологической культуры учащихся – воспитание осознанно-правильного взаимодействия с окружающей природной средой, чувства бережного отношения к растениям, животным, к себе, как части природы и своему здоровью, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.
— углубление и расширение экологических знаний и представлений младших школьников о природном и окружающем мире;
— формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;
— Формирование у детей знаний о взаимодействии человека и природы:
-защита и сохранение видового разнообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека.
-охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения.
-забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
-обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса и причинного объяснения экологических факторов и явлений;
— развитие потребностей общения с природой;
— развитие творческих способностей учащихся.
-воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней, в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Объем программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса 72 часа. Количество обучающихся.
Плановое количество учащихся 15 человек. Формы проведения занятий.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, экспериментальной и опытнической работы детей, экскурсий в природу. Занятия проводятся 2 раза в неделю в виде наблюдений, бесед, этических бесед по экологии, чтения детской природоведческой литературы, игровых обучающихся ситуаций, викторин и конкурсов, проведения экологических акций, участия в проектной деятельности, совместных мероприятий детей и родителей. Механизм оценки знаний, умений и навыков.
-Контроль базовых знаний, умений и навыков (устный опрос, выполнение тестовых заданий, экологический диктант, работа с природным и дидактическим материалом…);
-Решение фенологических и ситуативных экологических задач;
-Ориентировка на глобусе и карте;
-Итоговые беседы с детьми, родителями;
-Участие в конкурсах, экологических акциях, играх, праздниках.
Признаки сформированности экологической культуры:
— наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении;
— проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, пытается оценить их состояние с позиций «хорошо» — «плохо»;
— с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
— эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.д);
— выполняет простейшие экологические правила в окружающей природной среде;
— проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; проявляет доброту, жалость, милосердие к ним;
— пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вред окружающей среде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.