Проектная деятельность, как основа успеха в учреждении дополнительного образования.
Позитивное влияние среды на процесс формирования у детей экологической культуры во многом зависит от степени согласованности ее составляющих и глубины их взаимодействия.
Как известно, в экологическом образовании заложен важнейший потенциал, обеспечивающий успешность формирования экологической культуры обучающихся. На станции юных натуралистов города Сургута специально организована развивающая образовательно-воспитательная среда, включающая в себя всю совокупность условий, средств и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении ребенка. В этой среде выделяют следующие составляющие:
— содержательно-технологическую (содержание образования, методы, методики, технологии образовательно-воспитательного процесса и формы его организации и др.);
— субъект — субъектную (взаимодействие педагогов, обучающихся и родителей);
— социально-коммуникативную (различные типы взаимодействий в учебных объединениях);
— пространственно-предметную (материально-техническое обеспечение, интерьер, психологическая и санитарная комфортность и др.).
Важнейшим условием повышения экокультурного потенциала образования является адаптация современных образовательных технологий к задачам экологического образования.
Современная педагогика разработала широкий спектр интерактивных технологий, позволяющих наиболее результативно решать задачи формирования экологической культуры обучающихся. Это технологии:
— развивающего обучения, включающего проблемный и поисково-исследовательские методы;
— блочно-модульного построения учебного материала;
— уровневой дифференциации и личностно- ориентированного обучения;
— имитационные, включающие проектные и игровые технологии;
— информационные и др.
В качестве примера остановимся на чрезвычайно актуальной технологии проектной деятельности. Администрацией станции юных натуралистов была разработана «Программа развития как комплексный проект по формированию экологической культуры обучающихся» .
Программа развития сформирована как совокупность проектов, выстроенных для достижения обозначенных задач в рамках имеющихся ресурсов, в контексте проектной деятельности и проектной культуры. Программа объединяет одиннадцать проектов, из которых семь отмечено грантами.
Проект предпрофильной под­готовки и профильного обучения.
Проект обновления содержания образования и тех­нологий работы по теме «Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования» (грант окружного конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования ХМАО-Югры»).
Проект обновления воспитательной системы «Земля — наш общий дом».
Проект «Экологический всеобуч».
Проект по работе с одарёнными детьми «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия» (грант Главы города за победу в городском конкурсе проектов по работе с одаренными детьми, Грант Губернатора ХМАО-Югры за победу в окружном конкурсе образовательных учреждений, реализующих экологическое образование с учетом регионального компонента).
Проект «Летняя научно-исследовательская экспедиция в особо охраняемые природные территории» (грант окружного конкурса по организации летнего отдыха для детей и молодёжи ХМАО-Югры»).
Проект «ЭКО-ДО» (грант городского конкурса молодежных проектов «Молодые молодым»).
Проект «Семейный клуб «Любители природы» (грант Главы города за победу в городском конкурсе социально-значимых проектов).
Проект по внедрению новых форм интеграции УДО различных ведомств в ХМАО-Югре (грант Губернатора за победу в окружном конкурсе проектов по интеграции учреждений дополнительного образования различных ведомств)
Проект «ЭКОМИКС» (Грант Губернатора ХМАО-Югры за победу в окружном конкурсе образовательных учреждений, реализующих новые требования к содержанию, условиям и результатам образования).
Реализация программы развития о беспечивает адаптацию станции юных натуралистов к изменениям, определенным в приоритетных направлениях разви­тия российского образования, способствует развитию муниципальной образовательной системы как единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования школьников. На станции юных натуралистов созданы безопасные и комфортные условия для обеспечения сохранности и укрепления здоровья обучающихся, обновился блок ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические, информационные ресурсы) в соответствии с эколого-биологической направленностью образовательных программ.
Внедряя современные педагогические технологии формирования экологической культуры, педагогическим коллективом станции юных натуралистов накоплен инновационный опыт. С 2006 года станция юных натуралистов по результатам опытно-экспериментальной и инновационной деятельности является опорным образовательным учреждением по диссеминации накопленного опыта в образовательном пространстве города и округа. Ежегодно для учителей биологии, экологии ОУ города проводятся городские семинары различной тематики. Для воспитателей, экологов МДОУ — экологические практикумы по проведению интерактивных занятий с детьми. В соответствии с календарем массовых мероприятий департамента образования станцией юных натуралистов проводятся 9 городских мероприятий экологической направленности («Марш юных экологов», «Добро в твоем сердце», «Зеленый рейд», «Земля наш дом, в котором мы живем», «Сохраним цветущий мир Югры», «Ёлочка», «Кормушка», «Капелька», «Птицеград»).
При использовании интерактивных форм обучения у педагогов появляются широкие возможности для интеграции не только разнопредметных знаний, но и для интеграции обучения и воспитания, что очень важно для формирования экологической культуры обучающихся. Для воспитанников традиционно проводятся экологические праздники, акции, десанты: «День журавля», «День защиты животных», «День заповедников и национальных парков», «День водно-болотных угодий», «День Воды», «День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия», «День защиты окружающей среды»; всероссийские акции — «Дерево надежды», «Кормушка»; международные акции — «Марш парков», «Спасти и сохранить»; всемирные акции «Очистим планету от мусора»; городские акции: «Елочка», «Берегите воду», «Отходы в доходы», «Птицеград»; трудовые десанты – «Чистый город», «Зоопарк – животных дом, наведем порядок в нем»», «Добрая лейка», «Прикоснись к земле руками». Все проводимые мероприятия гармонично сочетают основополагающие знания об окружающем нас мире в целом со своеобразием и уникальностью жизни Севера, дают представление о растительном и животном многообразии ХМАО, о национальных традициях коренного населения, о богатстве тайги, рек, земных недр региона.
Для становления системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в нашем учреждении с 1999 года реализуется проект «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия», который обеспечивает эффективное сопровождение воспитанников на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и экспедиций, конкурсов, научно-практических конференций. Данный соревновательный механизм позволяет не только поддерживать таланты, но и оказывает адресную поддержку для развития социальной мобильности детей. За 2009-2014 годы в конкурсах разного уровня приняло участие 2044 воспитанника, из них победителями и призерами стали: на городском уровне — 231, на региональном – 113, на всероссийском – 248, на международном -18 человек. Иванова Милена дважды награждалась премией, учрежденной Президентом Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи и премией Губернатора ХМАО-Югры. Информация о двух обучающихся размещалась на Городской Доске Почёта. Ежегодно обучающиеся СЮН получают стипендию им. А.С. Знаменского и премию Главы города в сфере образования за достижения высоких результатов деятельности. Мотивация на обучение у школьников научного общества очень высокая. Это связано с тем, что они уже сделали свой выбор в профессиональном обучении. 98% выпускников станции юных натуралистов продолжают учебу в высших учебных заведениях по направлениям: биология, экология, медицина, ветеринария.
Таким образом, внедрение в педагогическую практику технологий проектного обучения способствует формированию целостного представления о социоприродной среде, закладывает основы системного мышления, помогает научиться моделировать и прогнозировать развитие социоприродных процессов, глубже осознать взаимосвязи в социоприродной среде, найти в ней место человека, понять и осознать какими должны быть его деятельность и поведение.
Глазачев С.Н., Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Марченко А.А. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация. – М.: РИОМГТУ им. М.А.Шолохова, 2008. 322 с.
Гребенюк Г.Н., Кискаев И.А., Морозова И.А., Паукова Л.Н. педагогическое проектирование в сфере экологического образования: Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2004, 226 с.
Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001. 194.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.816 с.
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) – М.: наука, 100 с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000-. – 456 с.