ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО.
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска.
«Детский сад №87 общеразвивающего вида.
с приоритетным осуществлением деятельности по.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организации дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования [1]. На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей. В то же время появились группы художественного творчества, обучения иностранному языку, танцам, подготовке детей к школе, группы здоровья для старших дошкольников, спортивные секции. В детских садах пустовавшие помещения переоборудовались под разнообразные студии, комнаты, гостиные, кабинеты. У дошкольников появилась возможность сменить повседневную обстановку группы на новую. Включение ребёнка в необычную атмосферу, интересную деятельность в другом коллективе стало важным моментом для более интенсивного индивидуального развития личности ребёнка, что не всегда могла обеспечить семья, ДОУ. Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день — неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.
Дополнительные образовательные услуг в ДОУ должно быть организованы с учётом норм СанПина, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28—02-484/16. Это «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», в которых указывается, что они должны соответствовать:
· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
· определённому уровню дошкольного образования;
· направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической, и т. д.);
· современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля над образовательным процессом [2].
Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:
· на создание условий для развития личности ребёнка;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· обучение эмоциональному благополучию;
· приобщение к общечеловеческим ценностям;
· профилактику асоциального поведения;
· создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
· интеллектуальное и духовное развитие личности;
· укрепление психического и физического здоровья;
· взаимодействие педагога с семьёй [3].
Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях являются:
· фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
· познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
· соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
· контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
· научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
· нетрадиционные: домашнее задание, моделирование [2,4].
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Не только педагоги ДОУ могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но педагоги других образовательных учреждений.
Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями, будет востребована [3].
При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое по всему саду расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки [1].
Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в ДОУ, но и в микрорайоне, районе, городе.
Для успешной реализации образовательных услуг необходимо провести полный комплекс мер по их маркетингу, который предполагает действия:
· изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;
· анализ платёжеспособности родителей, установление цены;
· анализ возможностей ДОУ (кадры, помещение, программы);
· сбор информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги;
· формирование перечня намечаемых услуг;
· предварительный расчёт себестоимости;
· анализ изменения спроса на предлагаемые услуги [4].
В перспективы развития дополнительного образования детей в ДОУ могут быть решены следующие задачи:
· составление авторских программ дополнительного образования;
· расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города: ДМШ, ДХШ, ДЮСШ и т. д.
· повышение квалификации, творческих способностей педагогов;
· внедрение новых технологий, способствующих разнообразию образовательного пространства;
· повышение качества учебно-методической работы ДОУ;
· сотрудничество педагогов ДОУ и дополнительного образования;
· решение социально-педагогических задач [4].
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования — компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе [3].
В заключении нужно подчеркнуть, что платные образовательные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов [3].
1. Зацепина М., статья «Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!», журнал «Обруч» № 3-2006 г.;
2. , статья «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;
3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;
4. , статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.