Презентация Кушнир Войцеховская. pptx.
Презентация на тему: становление и развитие дополнительного образования с 1907 г до 1917 г Выполнили: студенты 5 -го курса Профиль подготовки: психология и педагогика дошкольного возраста Кушнир Д. В. Чернецова В. В. Шашкова Н. В. Яковлева Е. Н. Войцеховская С.
Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в 19 веке. Либеральная общественность России понимала, что социальноэкономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития. В начале 20 века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др. ). Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XX века. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.
Анализируя исторические предпосылки развития внешкольных учреждений в дореволюционный период, следует отметить, что возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов форм демократической организации детей и взрослых, опирающейся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества. Особая заслуга в развитии внешкольного образования принадлежит выдающемуся педагогу — Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878 -1934), – известный педагогэкспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А. У. Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей» и уже к весне 1906 г. приют посещали около 150 детей.
Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления. В 1909 г. С. Т. Шацкий и его коллеги создают общество «Детский труд и отдых» . Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей. В 1911 г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). В основу воспитательной работы в колонии были положены принципы свободы выбора детьми занятий по интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий для развития индивидуальных качеств личности воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых. навыков.
Другим уникальным экспериментальным учебно-воспитательным учреждением в 1906 -1909 гг. был «Дом свободного ребенка» , созданный в Москве по инициативе К. Н. Вентцеля (1857 -1947), для детей в возрасте от 5 до 12 лет. К. Н. Венцель является наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания детей. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитарного начала во взаимоотношении взрослых и детей, представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка Венцель К. Н. предлагал преобразовать дисциплинарную жесткость, однообразие и формализм школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка — «ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость».
Свое педагогическое кредо Венцель К. Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка 25 сентября 1917 г и их можно считать образцом определения парадигмы дополнительного образования детей: Ø Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий. Ø Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство. Ø Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Ø Каждый ребенок есть самостоятельная личность. Ø Каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей. Ø Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Ø Религиозное воспитание детей должно быть свободно. Ø Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым. Ø Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаем, которые точно сформулированных в законе. Ø.
Ключевая идея новой педагогики – развитие личности воспитанника на основе его собственного стремления. Способности детей различны и что стремления их к развитию также не тождественны. Ни один ребенок не тождественен с другими. Каждый из них не копия, а оригинал. Нельзя найти хотя бы двух детей, у которых была бы совершенно одинакова история их души: всегда найдется разница в наследственности, разница в условиях развития и в личных переживаниях. У каждого свое стремление к развитию, на котором отразились и история его предков, и его личные переживания. . . задатки нового и оригинального ребенок приносит в жизнь еще при рождении; но он развивает прирожденные оригинальные черты уже под влиянием внешней среды, включая сюда и общество, и школу, и воспитание, под влиянием опыта и всех личных переживаний. Под воздействием внешней среды в ребенке точно так же возникают стремления не только к шаблонному развитию, типичному для всех людей его расы и его класса, но еще и к развитию индивидуальных, ему одному принадлежащих свойств в их своеобразных сочетаниях, ни у кого другого не повторяющихся вполне точно. И все это вместе объединено в одно неразделенное живое целое, индивидуальное, не скопированное, а оригинальное. И как бы смутно ни было в ребенке стремление к развитию, оно вполне индивидуально. Каждый стремится к развитию по-своему.
Другой идей, которую с полным основанием можно отнести к истокам дополнительного образования детей является идея о природосообразности содержания образования, разработанной в русле педологии. Так, П. П. Блонский был убежден, что построить педагогический процесс нельзя без знания возрастных, индивидуальных возможностями детей, уважения к личности ребенка, его потребностей и интересов и соблюдения двух главных принципов — поэтапного, последовательного развития и целостного подхода к ребенку. При этом, в образовании первостепенное значение принадлежит педагогическому обеспечению развития способности человека к умственному самообразованию, нравственному самоопределению, а затем — к выработке его характера и сильной воли. Совершенно очевидно, что эти педагогические идеи и принципы нельзя игнорировать при разработке образовательных программ дополнительного образования детей, основное предназначение которого — развитие мотивации ребенка в познании и творчестве. Требование следовать в обучении и воспитании природе человека и признавать ее как «естественное целое» соединяется у Блонского П. П. в идеальный образ будущей народной школы, которая «должна быть ярко – гуманитарной школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача — создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна говорить человеку о человеке».
Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры ( «Волки и овцы» , «Гуси и волки» , «Третий лишний» и др. ), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.
В Москве отряды юных разведчиков возникли в 1910 году по инициативе преподавателя Александровского военного училища штабротмистра Григория Алексеевича Захарченко. Оживлению скаутского движения способствовало создание в 1914 году Московского общества содействия юных разведчиков «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке И. И. Чайковского). Покровительницей этого общества была великая княгиня Елизавета Федоровна. В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девизом скаутов были слова: «Будь готов!» , заимствованные впоследствии пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.
Исследователи отмечают, что развитие общественного воспитания в России в начале 20 века основывалось на следующих педагогических теориях: Теория общественного воспитания (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтерев, В. И. Чарноусский), ставящая в центр внимания закономерности необходимость общественного воспитания; теория внешкольного воспитания (Е. Н. Медынский, В. А. Зеленко), определяющая сущность внешкольного образования; теория детского движения, выявляющая особенности развития и становления личности в детских организациях; теория попечительской и благотворительной деятельности (В. И. Орье, К. В. Рукавишников), акцентирующая внимание на педагогических проблемах оказания социальной помощи; социально педагогические аспекты «свободного воспитания» , конкретизирующие и развивающие социально педагогическую теорию по вопросам понимания роли среды и общественности в целостном процессе развития личности, а также в создании социально педагогических механизмов реализации воспитательных задач.
Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.