Автор: Макаркина Лариса Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с.Новоивановского» Населённый пункт: КБР Майский район с.Новоивановское Наименование материала: методическая разработка Тема: «Качественное образование личности в условиях дополнительного образования детей» Дата публикации: 26.03.2018 Раздел: дополнительное образование.
Качественное образование личности в усло-
виях дополнительного образования детей.
педагог дополнительного образования.
Дополнительное образование детей – эта часть непрерывного образования со-
риентирована на создание условий, благоприятных для личностного развития ин-
направлено на организацию процессов самопознания, самоопределения и самореа-
лизации личности ребенка.
Качественное образование личности в условиях дополнительно-
го образования детей.
Современное состояние образования в России настоятельно требует измене-
ний в своей деятельности исходя из изменившихся запросов всего общества. Стра-
на нуждается в людях с активной гражданской позицией, профессионалов своего.
дела, умеющих и стремящихся созидать благосостояние для себя и своей страны.
Исходя из этого, перед системой образования стоят неотложные задачи, главной из.
которых является предоставление нового качества образования.
Востребованность дополнительного образования детей, как важнейшей со-
ставляющей образовательного пространства современного российского общества,
нашла своё отражение во всех основополагающих документах образовательной по-
литики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной програм-
ме развития образования, Концепции модернизации российского образования на.
период до 2010 года, Концепции модернизации дополнительного образования детей.
Российской Федерации до 2010 года.
В соответствие с названными документами основной целью современного.
образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина,
ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной.
системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной со-
циальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу.
трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самооб-
разованию и самосовершенствованию.
Важнейшую роль в решении данной проблемы принадлежит дополнительно-
му образованию, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно из-
меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности.
детей. Учреждение дополнительного образования детей – это особый тип образова-
тельного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образователь-
ном пространстве. Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с ран-
него возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и.
имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окру-
жающую среду, пробовал свои силы в различных видах деятельности. Однозначно,
что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит осо-
бая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионально-
го самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно воз-
растает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении заня-
тости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилак-
тике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несо-
вершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в.
обществе. Именно в системе дополнительного образования создана та самая атмо-
сфера комфортности и уюта – «ситуация успеха», по Л.С. Выготскому, партнерские.
отношения между педагогом и обучающимся, которые, несомненно, способствуют.
гуманизации отношений, воспитанию и гражданскому становлению личности.
В связи с этим решение проблемы предоставления нового качества образова-
ния невозможно без активного включения системы дополнительного образования.
В нашем районе накоплен позитивный опыт по использованию системы до-
странства. Сегодня, система дополнительного образования городского округа- го-
род Майский представлен одним учреждением дополнительного образования детей.
МОУ ДОД ЦДТ, активно сотрудничающим с общеобразовательными школами.
Подрастающему поколению города предоставлен широкий спектр развития творче-
ских возможностей в различных областях: художественной, спортивно- техниче-
ской, физкультурно- спортивной, военно- патриотической, социально- педагогиче-
Однако значительно обостряет решение проблемы сложившиеся в новых со-
циальных условиях противоречия:
— между имеющимся практическим опытом общественного воспитания, вне-
школьного образования и детского движения, накопленным на разных этапах ста-
сложностью его использования в современных условиях из-за смены образователь-
ных парадигм и стратегий;
— между общеобразовательной политикой, ориентированной на максималь-
ный охват детей всеми формами дополнительного образования, и необходимостью.
его индивидуализации и дифференциации в условиях личностно ориентированного.
— между широкими возможностями, большим воспитательным и развиваю-
щим потенциалом детских общественных организаций и низкой их эффективно-
стью, связанной с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием со-
держания, используемых подходов, форм, методов и технологий;
— между необоснованно высокими учебными нагрузками в общеобразователь-
ной школе и необходимостью репетиторских занятий с одной стороны и неисполь-
зованным потенциалом системы дополнительного образования, как альтернативы.
репетиторству с другой;
— между отсутствием в дополнительном образовании единых образователь-
ных стандартов с одной стороны, что предоставляет педагогу возможность про-
явить свой подход, своё творчество, с другой стороны – создаёт определённые труд-
ности, т.к. каждый педагог к своей образовательной программе должен разработать.
пакет диагностических материалов;
— между обеспечением развития российского общества, находящегося в пря-
мой зависимости от образовательного и культурного потенциала подрастающего.
поколения, и необходимостью понимания того, что именно целесообразно разви-
вать в системе дополнительного образования детей, его места и роли в современ-
ной системе общего образования и в региональном компоненте государственного.
Данные противоречия, свойственны как российской системе образования, так.
и образовательной практике ПДО, являются серьёзным препятствием для достиже-
ния нового качества дополнительного образования в современных условиях.
Новое качество дополнительного образования в современных условиях пред-
ставляет собой достижение воспитанников высокой ступени индивидуального раз-
вития (самоопределения), утверждение определённых личностных качеств (этап.
самопознания) и способностей (владения способом) решать разнообразные задачи.
той или иной степени сложности (уровень саморазвития).
В связи с этим особую значимость приобретают следующие принципы орга-
низации дополнительного образования детей:
• личностная ориентация процессов обучения и воспитания;
• профильность, практическая направленность, профессиональная ориента-
• мобильность и многофункциональность;
• разнообразие содержания, форм, методов образования (как следствие свобо-
ды педагога, работающего в такой системе);
• индивидуализация методик образования (что является реакцией на изменив-
шийся спрос на рынке образовательных услуг);
• развитие воспитательной функции обучения через активизацию деятельно-
• оздоровление детей и их социальное воспитание в изменившихся условиях.
Т.о., дополнительное образование детей становится важнейшей сферой раз-
вития личности и духовного становления всех детей, подростков и юношества на-
шей страны. Как социально-педагогический институт современного общества осу-
ную на решение социально-педагогических задач по удовлетворению разнооб-
разных потребностей детей, их социальной защите и адаптации к жизни в обще-
стве. Особенности функционирования этого вида учреждений создают ряд благо-
приятных условий для развития их социально-педагогической деятельности:
• отсутствие жесткой регламентации деятельности;
• гуманные взаимоотношения детей и взрослых;
• добровольность посещения детьми творческих объединений данных учре-
• наличие широких возможностей удовлетворения постоянно изменяющихся.
индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Социальные функции направлены на удовлетворение потребностей роди-
телей и детей в:
• стремление развить индивидуальные способности (и вновь заметим, что.
школа не может сделать этого не только из-за своей массовости, но и из-за отсут-
ствия условий, возможности предоставления широкого спектра направлений дея-
• коммуникации: накоплении опыта общения со сверстниками, старшими и.
младшими детьми, взрослыми;
• социализации: развитии умения адаптироваться к разным социальным сре-
дам, поиске и определении собственного социального статуса.
• релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид дея-
тельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе;
• компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, реализовать.
потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе,
• развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка,
обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей.
в процессе разнообразной деятельности.
Таким образом, современное учреждение дополнительного образования де-
тей — это социально-педагогическая система, которая функционирует на основе со-
циального заказа общества и выполняет заданную социальную роль. Оно оказывает.
широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся ин-
дивидуальные образовательные потребности детей, обеспечивает воспитанникам.
свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам,
освоение новых социальных ролей, неформальное общение, а также создает усло-
вия для творческого развития каждого ребенка, качественному образованию лично-
сти, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценно-