Светлана Краева Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.
Краева Светлана Александровна,
Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг . Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района . Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги , в том числе платные .
Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний , умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей .
К платным образовательным услугам относятся те услуги , которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения . Эти услуги , не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании » ). Организация дополнительных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования .
Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом , закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность , не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии . Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО) .
Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать :
— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей , наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг ;
— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг ;
— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования ;
— Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;
— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг .
Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться, что :
• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании » );
• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;
• платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Модель организации платных образовательных услуг в ДОО :
1 этап — Определение спектра дополнительных образовательных услуг .
Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей :
1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО.
2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги .
2 этап — Составление программ кружков и секций.
Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию , которая утверждается на педагогическом совете ДОО.
Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам , из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления :
• Художественно — эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной , театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);
• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча» );
• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);
• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.) ;
• экологическое образование ;
• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
Программа включает следующие структурные элементы :
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно — тематический план.
4. Содержание дополнительной образовательной программы .
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг.
4 этап — Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг .
5 этап — Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг .
Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию . Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть , прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы ; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.
6 этап — Создание нормативной базы.
1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ .
2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг .
3. Должностные инструкции педагогов кружков.
4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг , прием заявлений от родителей.
5. Разработка необходимой документации : табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.
7 этап — Организация рекламной кампании .
1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами . Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги .
2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.
3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг .
4. Организация концертов , праздников, выставок детских работ, соревнований.
5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.
6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг .
7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.
8 этап — Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.
9 этап — Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг .
Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг , помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том , что оно усиливает вариативную составляющую общего образования , способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении , стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу — социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени .
Таким образом , в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия « дополнительные образовательные услуги » , их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.
Список использованной литературы :
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : Учебно — метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур» , 2007. – 512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» .
5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) .Т. I. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 92-95.
Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг Организация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольной.
Анкета для родителей «Удовлетворенность качеством оказываемых услуг» Уважаемые родители, удовлетворены ли Вы: Да Нет 1. Качеством образования (обучение и воспитание) 2. Организацией учебно-воспитательного.
Организация методической работы по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.
Организация экспертизы примерных основных образовательных программ Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,.
Программа дополнительных образовательных услуг по развитию речи для детей 6–7 лет средствами кружка «Сундучок Речевичок». Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни — это красивая речь. А. И. Буренина Пояснительная записка. Работа кружка «Сундучок.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим «Самоанализом результатов использования новых образовательных.
Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.
Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период Цель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.
Организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий в летний период ель: Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников образовательных отношений по созданию условий, способствующих.