Главная > Реферат >Банковское дело.
1. История страхования от огня.
2. Формы организации страхования от огня.
2.1. Государственное страхование от огня.
2.2. Кооперативное страхование.
2.3. Земское страхование.
3. Нынешнее состояние страхования от огня.
Список используемой литературы.
Страхование — древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни. 1 Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за своё материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путём солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества.
Страхование в России на государственном уровне развивалось ещё со времён Екатерины II. В начале XIX века появляется страхование как вид коммерции. Первые страховые компании – «Саламандра», «Россия», «Российское общество» и т. д. – специализируются на страховании от огня. 2.
Конец XIX столетия, когда в основном сложилась сеть российских акционерных компаний, был отмечен известной унификацией их деятельности. Большинство «огневых» обществ добавило к своим операциям страхование жизни, транспорта, ценностей, перевозимых по почте; общества, занимавшиеся чисто транспортным страхованием, ввели у себя огневое и т.д. Расширение спектра услуг сослужило страховщикам добрую службу в кризисные 1900-1903 и 1905-1907 годы. Многочисленные крахи и разорения, уличные беспорядки, погромы и поджоги резко осложнили их деятельность. Биржевая котировка большинства акций резко упала до номинала и ниже, и руководству компаний пришлось приложить максимум усилий, чтобы остаться на плаву. В этих условиях главным средством борьбы с потерями явилось покрытие убытков от одних типов операций за счет прибыли от других. Многовековой опыт и история страхования убедительно дока­зали, что оно является мощным фактором положительного воздей­ствия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.
Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка. Страхование играет большую роль как стратегического сектора экономики.
История огневого страхования.
Зачатки страхования в России можно найти в многочисленных обществах взаимного вспоможения на случай пожаров, существовавших в Остзейском крае еще в XVIII веке. Работали они по чисто раскладочной системе, пожарные убытки чаще всего возмещались строительными материалами, припасами. В 1765 году в Риге было основано общество взаимного страхования.
В чисто русских городах и деревнях в XVIII веке не существовало и намеков на страхование. Во второй половине XVIII века значительное число домов в Петрограде страховалось за границей у англичан. Правительство, желая освободить Россию от иностранных страховщиков, предпринимало в эту эпоху попытки к организации государственного страхования. Первый шаг в этом направлении был сделан при Екатерине II одновременно с организацией ипотечного кредита. В манифесте от 28 июня 1786 года об учреждении Государственного Заемного Банка мы находим запрещение страховать имущество в иностранных компаниях: «запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем вывозить деньги во вред или убыток государственный». Для этого в 1786 году была открыта при банке Страховая Экспедиция.
Основания этого государственного страхования от огня были таковы: однообразный тариф премий (15 руб. с 1000 руб. страховой суммы), страховая сумма не могла быть выше 3/4 оценки и, наконец, на страхование принимались только избранные риски (каменные дома, каменные заводы и фабрики). В результате Заемный Банк стал принимать в залог имущества, застрахованные в иностранных обществах.
Для страхования товаров правительство открыло в 1797 г. Страховую Контору Ассигнационном Банке. Это учреждение также оказалось мертворожденным и было упразднено в 1805 г.
Попытку создать взаимное страхование под контролем государства мы находим в «Уставах столиц Петрограда и Москвы» (1798 г. и 1799 г.). Контора принимала на страхование недвижимое имущество. В случае пожара департамент свидетельствовал пострадавшее от огня строение и платил пожарный убыток, «собирая в удовлетворение такового со всех записавшихся по мере объявленных их строениям цен, по расчленению, что каждому не рубль заплатить придется». Таким образом, первый период в истории страхования в России, характеризующийся господством принципа государственного страхования, закончился крушением этого принципа.
Ко второму периоду, начальной датой которого можно считать упразднение Страховой Экспедиции (1822 г.), относится зарождение в России частного акционерного страхования. В начале XIX ст. значение страхования было понято в состоятельных кругах населения. Об этом говорит успешное развитие в русской столице операций иностранных компаний, в частности английского общества Феникс. Более предприимчивые люди уже понимали и доходность страхового промысла. И вот в 1822 г. явилась мысль основать отечественное акционерное страховое общество «Петроградский Феникс». Этот проект не получил осуществления.
Николай I, заслушав доклад Канкрина о проекте, не получившем одобрения со стороны Государственного Совета, поручил 4 января 1826 г. Канкрину обсудить с частными лицами — «нельзя ли учредить частную компанию на тех началах, кои более соответствовали предложениям Государственного Совета». Министр финансов обратился с соответствующим предложением к барону Штиглицу, известному петроградскому коммерсанту. Последний выработал проект акционерной страховой компании, обусловив ее учреждение целым рядом льгот и привилегий. 3.
Проект Штиглица, по рассмотрении в Государственном Совете, получил одобрение, и 27 июня 1827 г. был обнародован Указ Правит. Сенату об учреждении Страхового Российского Общества. Ему было предоставлено исключительное право производства страховых операций на 20 лет; оно освобождалось на тот же период от всяких налогов, за исключением пошлин в казну по 25 копеек с 1000 руб. страховой суммы и, наконец, было дозволено застрахованные в нем имущества принимать в залог во всех казенных кредитных учреждениях. 4.
Успешное развитие деятельности Российского страхового общества должно было вызвать появление новых страховых предприятий: в 1835г. учреждается второе Российское страховое от огня общество и в 1846г. товарищество «Саламандра». Указанные три общества были основаны при ближайшем участии высших сановников государства. Среди учредителей первого Российского общества мы находим имена гр. Мордвинова, гр. Потоцкого, среди учредителей второго — шефа жандармов Бенкендорфа.
Первое Российское общество заимствовало тариф премий от иностранных компаний, повысив его, сообразно допускаемой большой огнеопасности в России.
Этот тариф был принят и вторым Российским обществом — «Саламандра», до истечения срока привилегии первого Российского общества, могла пользоваться его таблицами премий, а после этого должна понизить премии не менее, чем на 10 %.
Указанные акционерные общества получили монопольное право на производство страховых операций. Первое Российское общество получило монополию на 20 лет на производство страхований в обеих столицах, в губерниях Петроградской, Московской, Лифляндской, Эстляндской», Курляндской и в городе Одессе. Второму Российскому обществу была дана монополия на 12 лет в остальных 40 губерниях Европейской России. Следовательно, в 1847 г. оканчивался срок монополии обоих обществ. «Саламандра получила монополию на 25 лет в губернии Бессарабской, области войска Донского, в Закавказье и Сибири.
Начало царствования Александра II образует переход к третьему периоду в развитии отечественного огневого страхования. Общий подъем политической и общественной жизни в эпоху великих реформ, замена натурального хозяйства денежным в связи с освобождением крестьян, интенсивный рост производительных сил, оживление железнодорожного строительства и, наконец, развитие общественной самодеятельности в связи с земской и городской реформами — содействовали быстрому росту страхового дела в России. Характерными чертами для третьего периода является возникновение ряда новых акционерных обществ без всяких привилегий (Петроградское и Московское 1858 г., Русское — 1867 г., Коммерческое — 1870 г., Варшавское — 1870 г., Северное — 1871 г. и Якорь— 1872 г.), появление и укрепление городского взаимного страхования и, наконец, зарождение земского страхования.
Историю взаимного страхования в России нужно начинать с царствования Александра II. Хотя общества взаимного страхования от огня существовали уже в конце XVIII в. в Остзейских провинциях, но долгое время деятельность этих местных учреждений не оказывала никакого влияния на возникновение аналогичных обществ в чисто русских губерниях. Русское правительство, оценив значение взаимного страхования на опыте названных провинций, прилагало усилия к насаждению взаимных обществ в русских городах. Уже в 1831 г. министерство по предложению Государственного Совета, препроводило начальникам губерний свой проект правил взаимного страхования в городах для обсуждения его на местах. Попытка эта, не встретив отклика, окончилась неудачей. По крайней мере в 1836 г. Государственный Совет постановил — «дело об учреждении в городах взаимного страхования считать прекращенным».
Начало 60-х годов ознаменовано открытием ряда обществ взаимного страхования, — в 1863 г. было учреждено два общества: в Туле и Полтаве, а 1864 г. — пять: в Харькове, Череповце, Ревеле (городское), Риге (форштадское) и в Перми, в 1865 г. пять.
В последующие годы стремление к открытию городских страховых обществ ослабело. Вновь наблюдается оживление в этой области после 1875-г., когда акционерные компании, заключив конвенцию, подняли та­риф премий. Насколько значительно было повышение, можно видеть из следующей справки: за дом смешанной постройки в Троицко-Сергиевом посаде в 1874 г. взималось 66 р. при оценке в 10.000 руб., а через год за гот же дом уже 144 р. 50 к. Такая политика акционерных страховых обществ должна была дать сильный толчок учреждению взаимных обществ в городах. В первое же десятилетие после образования конвенции (1876 — 1885 гг.) возникло 32 общества. Дальнейшая судьба взаимного страхования была обеспечена; в последующие десятилетия мы видим дальнейший рост этого движения.
Городские общества взаимного от огня страхования, действуя зачастую в небольших городах, естественно должны были стремиться к объединению. Ведь это объединение только и могло придать устойчивость их операциям.
В восьмидесятых годах возникают съезды представителей городских обществ (первый съезд в Петрограде — 1883 г., VII съезд — 1912 г.). Для исполнения поручений съездов, для подготовки материалов к ним было учреждено по ходатайству первого съезда особое бюро. На него было возложено и издание «Вестника взаимного от огня страхования»
Наиболее важным предметом обсуждения всех съездов является вопрос об организации перестрахования и об объединении городских страховых обществ. Почти одновременно с зарождением этих съездов возник Пен­зенский союз городских страховых обществ; образованный в 1890 г. Пер­воначально три общества — Пензенское, Иркутское и Тверское условились приходить друг другу на помощь при чрезвычайных пожарных убытках; к ним вскоре присоединилось еще восемь обществ; в 1909 г. в состав союза входило 83 общества. Этот союз носил временный характер, основан он был на договоре. Общества обязывались оказывать помощь друг другу при пожарных убытках, превышавших годичный сбор премии. Участие в Пензенском союзе представляло особый интерес для маломощных обществ, действовавших в небольших городах и застроенных преимущественно де­ревянными строениями. Богатые, сильные общества воздерживались от участия в этом союзе, так как не видели в этом интереса. Опустоши­тельность пожаров для них не была так страшна ввиду преобладающего типа каменных построек, между тем участие в союзе обязывало их выделять часть своих средств на покрытие пожарных убытков мелких обществ.
Для того, чтобы придать Пензенскому союзу более прочную орга­низацию, члены, входившие в его состав, решили перейти из договорной формы на уставную. Был выработан устав «Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования»; по утверждению устава 16 дек. 1909 г., Пензенский союз превратился в «Российский Союз». К 1 мая 1913 г. в состав этого союза вошло 124 общества. При выработке устава «Российского Союза» широко воспользовались уставом союза, выработанным на съездах представителей городских обществ и утвержденным правительством еще в 1906 г., но не проведенным в жизнь.
Организацию Пензенского Союза и затем учреждение Российского Союза нужно отнести к четвертому периоду в истории русского огневого страхования. Этот последний период характеризуется возникновением центральных­ органов, объединяющих деятельность частных обществ. В 1900 г. возник особый Комитет акционерных обществ, постоянно функциониро­вавший в Петрограде. С учреждением этого Комитета соглашение акци­онерных обществ получило централизованную организацию. В 1906 г. получили правительственное утверждение съезды представителей акцио­нерных страховых от огня обществ. Право на участие в съездах принад­лежало всем акционерным страховым обществам (13), ведшим прямое огневое дело в России. Съезды собирались периодически; для ведения дел съездов было организовано в Петрограде постоянное бюро съездов. 5.
Характерной особенностью данного периода является возникновение новых видов взаимного страхования — в среде землевладельцев и фабрикантов. В развитии фабричного взаимного страхования большую роль сыграли фабриканты Московского района. В 1894 г. Общество для со­действия и развития мануфактурной промышленности организовало особую Комиссию «по вопросам о страховании фабрик и для изыскания мер к уменьшению пожарных рисков». На основании анкеты, произведенной для выяснения расходов, связанных со страхованием фабричных и заводских предприятий, удалось установить, что акционерные общества получили ­чистой прибыли за одно десятилетие от страхования 60 фабрик 6,4 млн. руб. Финансовые расчеты показали, что учреждение взаимного страхования фабрик представляется выгодным для фабрикантов. Проект учреждения взаимного союза фабрикантов получил осуществление в 1903г., когда возник «Российский Взаимный Страховой Союз». Он был образован на началах взаимности с временным паевым капиталом, сначала определенным в 1 млн. руб., а позже доведенным до 3 млн. (1913 г.), подлежавшим постепенному погашению. Этот союз поставил своей задачей не только страхование недвижимости и движимости, но еще и коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах. Пример фабрикантов побудил и горнопромышленников Юга организовать общество взаимного страхования горных и горнозаводских предприятий Юга России. Устав его утвержден в 1909 г. Коллективное страхование рабочих исключено из его операций.
Идея взаимного страхования нашла себе сторонников и среди предст­авителей свеклосахарных и рафинадных заводов. Землевладельческие круги также не остались чужды этому движению. Существовало несколько взаимных обществ страхования земле­дельцев, например, Минское Землевладельческое Общество взаимного страхования, затем общество взаимного страхования землевладельцев — Ки­евской, Волынской и Подольской губерний, Ковенское Землевладельческое Общество взаимного страхования, Варшавское под названием «Сноп» и др. Внедрение значения взаимного страхования в сознание различных хозяйственных групп составляет наиболее характерную особенность четвертого периода в истории огневого страхования в России. В этот же период мы наблюдаем значительное развитие земского страхования.
Для характеристики портфеля акционерных обществ по категориям рисков следует указать, что основную массу их составляли городские строения, а равно и движимость в них. Из промысловой движимости особенное значение имели машины на фабриках, из товаров – товары в городских строениях. 6.
Формы организации огневого страхования.
Государственное страхование от огня.
Наше государственное страхование от огня носит обязательный или добровольный характер. 7 Обязательное страхование делится на окладное и неокладное.
Обязательное окладное городское страхование распространяется на все поселения городского типа, значит не только на города в полном смысле слова, но и на местечки, пристанционные поселения и пр. Губисполкомы устанавливают список тех поселений, на которое распрост­раняется городское окладное страхование. Этому страхованию подлежат все жилые, нежилые, фабрично-заводские и др. строения, принадлежащие частным лицам или коллективам частных лиц, на праве собственности. Сюда относятся все строения: а) которые не были национализированы; б) возвращенные после национализации их прежним владельцам по праву собственности; в) подлежащие возвращению и находящиеся в фактическом владении прежних владельцев, хотя бы это владение и не было еще офор­млено соответствующими документами. Списки этих построек составляются местными отделами Коммун. Хозяйства и сообщаются страховым агентам по требованию последних. Страховая сумма (окладная норма) на каждое строение определяется по кубическому содержанию строения.
В основу добровольных и неокладных обязательных страхований положены тарифы акционерных обществ с некоторой надбавкой. Так, средний процент надбавки к бывшим акционерным тарифам определялся (в 1923 г.) для фабрик, заводов, строений, машин, товаров +50% для прифабричных имуществ +30% городских имуществ от 37,5 до 66 %. 8.
Обязательное окладное сельское страхование распространяется на все населенные пункты.
Исключаются из окладного сельского страхования: а) строения государственные и национализированные; при чем те из них, которые находятся в непосредственном пользовании государственных учреждений (школы, больницы и пр.) могут страховаться лишь добровольно, а сданные в арендное или иное пользование (заводы, фабрики, мельницы, церкви и пр.) подлежат обязательному неокладному страхованию; б) строения, принадлежащие иностранцам; в) строения ветхие, разрушенные, необитаемые и ни кем не охраняемые; г) строения, подлежащие сносу. 9.
Для желающих более полно обеспечить от огня свои строения, сверх окладных норм, установлено условно-окладное страхование в размере 100 % оклада (двойная норма), однако не свыше 3/4 стоимости строения.
Регистрация строений, подлежащих окладному страхованию производится упрощенным способом, размеры построек определяется грубым обмером шагами, стоимость строений выводится не на основании детальной расценки отдельных частей, а на основании средних цифр для типичных построек. Только при наличии желания страхователя заключить добровольное страхование оценка при регистрации производится детальная. Стоимость построек определяется по ценам 1913 г. и меняется скидками на ветхость. Определение современной стоимости производится путем помножения довоенной оценки на переводной коэффициент. На каждый двор составляется отдельный страховой листок с выведением оклада и страховых платежей. По начислении оклада страховых платежей по каждому населенному пункту составляется именный список плательщиков. Взыскание страховых платежей возлагается на сельсоветы, но страховому агенту предоставляется право и самому взыскивать платежи в тех населенных пунктax, где он найдет нужным. Суммы, поступающие на пополнение государственных недоимок, числящихся за отдельными плательщиками, в первую очередь обращаются на пополнение недоимок по обязательному страхованию. За несвоевременный взнос страховых платежей взимается пеня.
Неокладное обязательное страхование распространяется : а) на иму­щества государственные, находящиеся в арендном или ином пользовании; б) на имущества кооперативных организаций, поскольку они не застра­хованы в кооперативных страховых учреждениях; в) на коммунальные имущества, поскольку об обязательном застраховании их состоялось по­становление местных Губисполкомов. Подлежащие неокладному обяза­тельному страхованию имущества поступают на страхование но тарифам в но правилам добровольного страхования.
Для одной части украинских губерний она понижалась до 17 коп., для другой — до 41 коп. Эта горимость определяет размер нетто-премии. Принимая нагрузку в 100 %, получаем для наиболее пожарных губерний Украины брутто-премию в 82 коп.
Вестник Государственного Страхования 1923 г. признает, что в среднем «существующий тариф окладного страхования выше бывшего земского тарифа». Это объясняется «во-первых, необходимостью вводить повышенные надбавки к премии в связи с непрерывным падением курса денег и, во-вторых, необходимостью извлекать из операций некоторый излишек на образование запасного фонда на случай чрезвычайных стихийных бедствий». По поводу приведенных соображений можно сказать следующее: рубль падает одинаково и для премии и для страхового обеспечения. Если вследствие обесценения денег Госстрах реально получает меньше, то ведь он и меньше платит. Премия взимается вперед, a страховое вознаграждение выдается только по наступлении страхового случая.
Положительную сторону нашего государственного страхования составляет объединение тарифа по огневому страхованию. На месте пестроты, и даже противоречивости, наблюдавшейся в прежней практике земского страхования, мы видим единство и согласованность всей тарифной системы современного обязательного страхования. Политика единой тарифной системы вполне согласуется с должной дифференциацией премий в зависимости от пожарно-страховых районов.
Страховая кооперация представляет собою одну из самых молодых ветвей кооперативного движения, возникших в революционное время.
Быстрый рост кооперации после первой революции, сопровождавшийся интенсивным накоплением ценностей, обусловливал и повышение страхо­вых платежей. Для руководителей кооперации было ясно, какой ущерб наносится кооперативному делу передачей страховых платежей чужим организациям. С изданием кооперативного закона 20 марта 1917 г. для кооперативного строительства открылся широкий простор. В начале 1918 г. по инициативе Московского Народного Банка было созвано совещание по вопросу о создании Всероссийского Кооперативного Страхового Центра. Это совещание поручило особой комиссии выработку основных начал устава Кооперативного Страхового Товарищества.
При обсуждении в комиссии задач и компетенции будущего Страхового Центра были выявлены две противоположные точки зрения. Одни (На­родный Банк) стояли за то, что Страховой Центр должен быть единст­венным на территории России и единым для всех видов кооперации стра­ховым органом. Такая конструкция дает наибольшую гарантию устойчи­вости страховой организации и вместе с тем способствует максимальному накоплению капиталов, которые могут быть использованы для финансирования кооперативных учреждений.
В результате обсуждения этого вопроса пришли к такому решению: участники Страхового Союза могут организовывать в своей среде страхование своих членов с тем, чтобы перестрахование принятых ими рисков производилось исключительно в Страховом Союзе. Последнему было предоставлено право вести как прямое страхование, так и перестрахование.
В июле 1918 г. был принят учредителями проект устава Всероссийского Кооперативного Страхового Союза и было выбрано особое бюро по проведению устава в жизнь. Намеченные тезисы легли впоследствии в основание соглашения Страхового Союза с Цент­росоюзом, именно: 1) планомерность и согласование между организациями в установлении сети агентов; 2) обследование форм и содержания страхового договора, т.е. единообразие содержания полисных условий я форм бланков; 3) единый тариф премий. С октября 1918 г. Страховой Союз открыл операции: в течение первого года им было заключено 2188 прямых стра­хований со страховой суммой в 884 млн. руб. при премия в 11,8 млн. руб. и 935 перестрахований на 1,7 млрд. руб. страховой суммы. По декрету от 1 дек. 1918 г. кооперативный организациям было предоставлено вза­имное страхование только их движимости и товаров, все же недвижимое имущество подлежало застрахованию в пожарно-страховом отделе ВСНХ.
Страховой Союз в целях сохранения премии, передаваемой в пере­страховочную организацию, выдвинул проект организации особого порядка страхования крупных рисков, который был утвержден собранием уполно­моченных Страхового Союза весной 1919 г. под наименованием «капитала обеспечения убытков по крупным рискам».
По декрету от 27 января 1920 г. Всероссийский Страховой Союз был слит со страховым Отделом Центросоюза. В том же году по постановлению СНК денежное страхование было окончательно ликвидировано.
Декрет от 6 окт. 1921 г., возродивший государственное страхование, предоставил кооперации право организовать свое собственное страхование, не только товаров и движимости, как раньше, но также строений, фабрик и заводов с их оборудованием.
На основании этого декрета были и восстановлены два кооперативных страховых центра: Всероссийский Страховой Союз и Страховая Секция Центросоюза. В декабре 1921 г. состоялось учредительное собрание Все­российского Кооперативного Страхового Союза в составе представителей 22 центральных и крупных объединений, на котором и было избрано правление.
По новому уставу ВКСС имеет своей целью организовать и производить в пределах, указанных в декрете от 6 октября 1921 г., страхование (огневое, транспортное, от падежа скота и градобитий) имущества кооперативных организаций. Членами Страхового Союза могут быть действующие в России и Федеративных Республиках центральные и областные союзы, губернские и районные кооперативные объединения.
Размер пая установлен в сумме 25 руб. по расчету на золото. Ко­личество голосов Союза, которым располагает каждый член, так регули­ровано: Всероссийские кооперативные центры имеют право посылать в собрание по три полномочных представителя, союзы, охватывающие территорию автоном­ных республик, областные, губернские и крупнорайонные по два представителя, остальные — по одному. Каждый представитель имеет один решающий голос.
Тарифная политика ВКСС построена па применении твердых ставок, исключающих необходимость дополнительных взносов страхователей на покрытие пожарных убытков, с другой стороны, на дифференциации премий в зависимости от степени опасности рисков.
До выработки собственного тарифа Союзом принят конвенционный тариф акционерных страховых обществ со скидкой 15 %.
Среди деятелей ВКСС наблюдаем стремление в сторону расширения и углубления страховой работы кооперации. На собрании уполномоченных 26 июня 1922 г. было постановлено: «возбудить ходатайство о разрешении Коопстрахсоюзу организовать страхование от огня имущества, принадле­жащего членам кооперативных организаций как юридическим, так и фи­зическим лицам, и до разрешения этого вопроса вновь ходатайствовать перед Госстрахом о допущении Коопстрахсоюза в качестве его агента по приему страхования имущества населения».
В целях успешного и правильного развития кооперативного страхо­вания собрание высказалось за объединение всех кооперативных страховых организаций путем перестрахования принятых им рисков во ВКСС. Из приведенных постановлений выясняется основная линия поведения Все­российского Страхового Союза.
В общей системе народного хозяйства земское страхование являлось одним из важных учреждений общеполезного значения. Роль и значение земского страхования для народного благосостояния с одной стороны, а с другой — его принципиальная важность, кап специального вида обяза­тельного, публичного страхования объясняют в достаточной мере интерес к этому страхованию экономиста теоретика-.
Взаимное земское страхование от огня основывалось на законе 7 апреля 1864 г. Первыми ввели страхование земства — Новгородское к Ярос­лавское (1866 г.), в следующем году земское страхование появляется во Владимирской, Воронежской, Казанской, Костромской, Курской и других губерниях (всего 19 земств). К началу семидесятых годов страхование было организовано уже во всех земствах. Закон 1864 г. установил обязательное и добровольное страхование строений от огня.
В истории огневого земского страхования можно наметить три периода. Первый период вплоть до начала восьмидесятых годов характеризуется отсутствием специальных страховых органов на местах, огульностью тарифов, низкими окладными нормами, ограничением страхования недвижимыми имуществами.
Во втором периоде до начала текущего столетия мы наблюдаем возникновение страховой агентуры, зарождение и развитие добровольного страхования, включение и сферу земского страхования движимого имущества (в частности сельскохозяйственных продуктов) и, наконец, большую дифференциацию страховых платежей.
В третьем периоде (с 1901 г.) земское страхование развивается под знаком общеземского объединения. Возникают перестраховочные союзы, съезды областные и всероссийские по вопросам земского страхования. Земства распространяют свое страхование на города и здесь приходят в столкновение с акционерным и взаимным городским страхованием (борьба на съездах), организуют на рациональных началах страховую статистику и, наконец, развивают широкую противопожарную деятельность (огнестойкое строительство, планировка селений, строительные правила, дре­вонасаждение и пр.).
В земском страховании нужно различать два вида: обязательное и добровольное. Первое в смою очередь делилось на окладное и дополнительное. Обязательным страхование называется потому, что лица, имеющие сельские постройки в черте крестьянской оседлости, обя­заны застраховать их. Закон предоставлял страхователю выбор страхов­щика. В том случае, если указанные постройки не были застрахованы применительно к принятым в земстве нормам в частных или общественных страховых учреждениях, они подлежали земскому обязательному (оклад­ному) страхованию.
Дополнительным земским страхованием называлось дострахование сельских построек, действительная стоимость которых превосходила принятую в земстве окладную норму.
Земское страхование в каждой губернии находилось в заведовании губернского земства; распорядительным органом являлось губернское зем­ское собрание, а исполнительным — губернская земская управа.
Положение о взаимном земском страховании возлагало на губернское собрание обязанность установить: 1) размер страховой суммы, ниже которой не допускается обязательное страхования; 2) пре­дельные нормы, выше которых не могут быть принимаемы на страхование строения (по дополнительному страхованию) и 3) тариф премий.
Ликвидация пожарных убытков в обязательном земском страховании по закону производилась волостными правлениями. Страховое вознаграж­дение выдавалось в полной страховой сумме, раз застрахованное строение сгорело полностью. В случае частичного убытка из полной страховой суммы вычиталась стоимость уцелевшего и в размере остатка выдавалось страховое вознаграждение.
Развитие страховых операций привело к быстрому накоплению земствами страховых капиталов. Уже в начале текущего столетии они превышали ежегодные платежи более, чем в четыре раза. В 1871 г. размер страховых капиталов всех земств по обязательному страхованию определялся в 3.989 тыс. руб., в 1900 г. — 49.248 тыс. руб., в 1911 г. — 61.694 тыс. руб. (без шести новых земств). Такие значительные запасные капиталы дали возможность земствам широко поставить организацию противопожарных мероприятий, в частности огнестойкое строительство.
Для успешного развития добровольного страхования имели важное значение улучшения в земской страховой организации. В первом периоде земское страхование не располагало специальными агентами для ведения страховых операций. Заведование на местах страхованием падало на волостные правления и уездные управы. Волостные правления не в состоянии были сколько-нибудь удовлетворительно справиться с возложенными на них обязанностями, нередко они исполняли их крайне небрежно, допуская иногда те и другие злоупотребления. Передача добровольного страхования в руки волостных правлений представлялась совершенно нецелесообразной. Нужно было создать на местах специальные органы, каковыми и явились земские страховые агенты.
Накопление страховых капиталов земствами дало им возможность шире развить превентивную деятельность. На первых порах своей дея­тельности земства ограничивалась изданием тех или других обязательных постановлении относительно мер против пожаров в селениях. Позже взялись за распланирование селений, огнестойкое строительство, распространение в крестьянском быту черепичных, железных крыш, глинобитных, саманных построек, устрройство водоемов и т.д. Новейшие мероприятия земств по борьбе с пожарами можно разбить на две группы: огнестойкое строительство и организация и содействие пожаротушению. К первой группе относятся распространение кровельного железа, гончарных дымовых труб, произ­водство цементной черепцы в земских мастерских, содействие производ­ству такой же черепицы кустарными мастерскими, производство кирпича, постройки из огнестойких материалов. Во вторую группу входит устройство сельских пожарных частей, снабжение сельских обществ пожарными ин­струментами, устройство водохранилищ, древонасаждение и пр.
Расходы земств на противопожарные мероприятия выразились в 1911 г. в 3,2 млн. руб. Работа в указанном направлении была образцово поставлена в Новгородском и Казанском земствах, послуживших прото­типами для других земств.
Горимость в земском страховании превосходила горимость в коммер­ческом страховании. Объяснение этому кроется, конечно, в том, что земства работали преимущественно с худшими рисками (сельские постройки). По­нижение горимости деревенской России может быть достигнуто только широким развитием противопожарных мероприятий.
Первоначально земства заключали иногда договоры с частными обществами. Не раз отдельные земства по­дымали вопрос о междуземском перестраховании огневых рисков. В девяностых годах с таким предложением выступило Орловское губернские собрание. После обсуждения этого предложения на земских собраниях других губерний, было организовано в 1899 г. особое совещание при стра­ховом отделе министерства внутренних дел. На этом совещании были выработаны правила о перестраховании, положенные в основу закона 16 декабря 1902 г. По этому закону губернским земствам предоставлено право заключать между собою договоры о взаимном перестраховании как движимых, так и недвижимых имуществ, поступающих к ним по добровольному страхо­ванию. Договоры о перестраховании могут заключаться на срок или же бессрочно; в последнем случае каждая из сторон может отказаться от договора во всякое время под условием предварительного, в установленный договором срок, извещения об отказе.
Для проведения закона о перестраховании в жизнь был созван съезд представителей 23 губернских управ. Основные постановления этого съезда сводились к следующему: а) желательно образование одного общего пе­рестраховочного союза; б) каждый участник этого союза устанавливает по своему усмотрению одинаковую по всем видам рисков долю (квоту) каждого подлежащего перестрахованию риска, которую он оставляет на собственном страховании, во всяком случае не ниже 25 % и не выше 75 % каждого риска; в) каждый участник устанавливает по своему ус­мотрению максимальный в рублях предел своего участия в эксцедентах других земств, который может быть различен для каждого риска; г) земства заключают перестрахования по своим тарифам со всеми установленными льготными ставками и скидками.
Основные, положения договора, заключенного 28 июня 1913 г. между 16 губернскими земствами сроком по 1 июля 1914 г., таковы:
«в перестрахование поступает вся совокупность рисков, застра­хованных по отдельному полису, в том случае, если общая страховая сумма по полису превышает по недвижимому или движимому имуществ 10 руб.;
те земства, которые не принимают движимых имуществ на стра­хование или ввели у себя таковой вид страхования менее года, не участвуют в перестраховании этого рода имуществ;
3) каждое участвующее в договоре земство передает в перестрахование определенную им одинаковую долю от всех рисков добровольного стра­хования; доля эта определяется земством в размере от 10 % до 50 %;
4) независимо от таблицы предельных сумм, которые устанавливаются земством для себя, каждое земство устанавливает по перестрахованию особый максимум, один для всех его рисков как по передаче в перестрахование, так и по приему на страхование от участ­вующих в перестраховании земств;
5) когда определенная доля собственного участия данного земства превысит установленный им по перестрахованию особый максимум, то доля эта понижается до предела особого максимума».
Нормы страхового оклада по обязательному страхованию в среднем были крайне низки. При таких нормах не достигалась основная цель страхования — полное возмещение убытков, вызванных пожарным слу­чаем. Указанные недочеты не должны умалять значение земского стра­хования, в особенности в новейшей его постановке с широко развитой превентивной деятельностью.
Нынешнее состояние огневого страхования в России.
Страхование от огня (огневое страхование) — вид страховой защиты, наиболее распространенной в имущественном страховании. Толчком, ускорившим развитие огневого страхования и развитие страховых обществ, как принято считать, послужил пожар, произошедший в Лондоне в 1666 г. и погубивший 70 тыс. чел. В 1667г. в Англии появляются страховые общества, занимающиеся исключительно огневым страхованием. В Гамбурге в 1677 г. создается Генеральная огневая касса, в 1701 г. в Берлине для обществ, занимающихся огневым страхованием, создается Устав огневого страхования.
В России впервые в целях страхования от огня в 1827 г. было учреждено «Первое российское страховое от огня общество». В течении последующих тридцати лет были открыты еще два общества: «Второе российское страховое от огня общество» (1835) и «Саламандра (1864). В 1913 г. в страховании от огня принимало участие около 300 страховых организаций.
В настоящее время страховое покрытие от огня предоставляют; все страховые организации, занимающиеся имущественным страхованием.
Формирование нормативной базы страхования от огня в РФ связано с принятием Федерального закона «О пожарной безопасное от 21 декабря 1994 г. (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г. и 24 января 1998 г.). Этот Закон предусматривает, что противопожарное страхование может осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.
Согласно данному Закону, предприятия, иностранные юридические лица и предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России, должны проводить обязательное противопожарное страхование :
имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распо­ряжении;
гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
работ и услуг в области пожарной безопасности.
Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, должен определяться Правительством РФ. Однако обязательное противопожарное страхование в практику не введено, так как его порядок и условия должны быть установлены федеральным законом, который пока не принят. Поэтому противо­пожарное страхование осуществляется в добровольной форме.
После принятия закона об обязательном страховании сумма средств, израсходованных предпринимателями на противопожарное страхование, будет целиком относиться на себестоимость продукции. Если же такое страхование осуществляется гражданами, то соответству­ющая сумма исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год. Закон устанавливает также возможность предоставле­ния страхователю скидок со страховых тарифов с учетом состояния по­жарной безопасности страхуемого имущества. Размер этих скидок определяется страховыми организациями самостоятельно.
Для финансирования мер пожарной безопасности должны созда­ваться фонды пожарной безопасности за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не менее 5% от этих сумм. Управление фон­дами пожарной безопасности возложено на Государственную проти­вопожарную службу. Это положение закона также пока полностью не реализовано, хотя принят целый ряд документов, обеспечиваю­щих его введение:
постановление Правительства РФ «О фондах пожарной безо­пасности и противопожарном страховании» от 12 июля 1996 г.;
письмо Росстрахнадзора «О противопожарном страховании» от 24 июля 1995 г.;
письмо Росстрахнадзора от 29 октября 1996 г.;
письма Росстрахнадзора и МВД «Об осуществлении доброво­льного противопожарного страхования и отчислениях от страховых взносов по противопожарному страхованию в фонды пожарной безо­пасности» от 18 октября 1996 г. и от 5 ноября 1996 г.
В последнем документе говорится, в частности, что до момента создания фондов пожарной безопасности страховые организации осуществляют добровольное противопожарное страхование в существующем порядке. После создания этих фондов действующие договоры противопожарного страхования должны быть поставлены в них на учет в качестве источников отчислений от страховых взносов. Только при этом условии возможно использование страхователями и страховщиками льгот, установленных законодательством для добровольного и противопожарного страхования.
Постановка на учет осуществляется фондом пожарной безопасности после заключения договора со страховой организацией. В этом договоре определен порядок и сроки отчислений страховых организаций в фонды пожарной безопасности. До заключения договора с фондом суммы причитающихся ему отчислений должны храниться на специальном счете страховщика в банке. Перечисление средства на данный счет должно производиться в течение 5 дней с момента поступления страховой премии (первого страхового взноса) на счет страховщика в банке.
Договорами противопожарного страхования признаются только договоры страхования имущества и (или) гражданской ответственности, заключенные исключительно на случай причинения ущерба объекту страхования в результате пожара. Данное положение чрезвычайно важно, так как в существующей страховой практике огневое страхование включает защиту от многих рисков помимо пожара. Для таких договоров страхования установлены следующие требования:
в договоре отдельно указывается размер части страховых взносов, приходящихся на противопожарное страхование. Эта доля не может быть ниже 15% суммы страховых взносов по страхованию имущества и 2% — для страхованию гражданской ответственности;
если в договоре страхования не содержится указаний на часть страховых взносов, приходящихся на противопожарное страхование, то для уплаты отчислений в фонды пожарной безопасности эта доля принимается в размере 15% для страхования имущества и 2% — для страхования гражданской ответственности.
В настоящее время противопожарное страхование осуществляет­ся исключительно в добровольном порядке и, как правило, не ограничивается страхованием огневых рисков, а включает и другие риски, сходные с огневыми по своим масштабам и последствиям. Обычно в одном договоре страхуются не только объекты недвижимо­сти, но и другие виды имущества.
Развитие этого вида страхования зависит, в частности, от воз­можностей и порядка финансирования со стороны страхователей. Эти возможности определены Налоговым кодексом РФ (часть вто­рая, гл. 25, ст. 263 «Расходы на обязательное и добровольное страхо­вание имущества»).
Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества представлены страховыми взносами, которые предприятия и органи­зации платят страховщикам по договорам страхования. Подавляю­щая часть этих взносов с 2002 г. включается в состав расходов, свя­занных с производством и реализацией продукции, и учитывается в составе прочих расходов. Эта норма Налогового кодекса имеет боль­шое значение для развития страхования в России, так как до послед­него времени расходы на добровольное страхование могли быть от­несены на издержки лишь в размере 3% годового объема реализации. Все остальные страховые взносы должны были уплачиваться из чис­той прибыли.
В настоящее время установлен следующий порядок. Расходы по обязательным видам страхования, введенным федеральным законо­дательством, включаются в состав прочих расходов в пределах утвер­жденных страховых тарифов или в размере фактических затрат, если данные тарифы не утверждены. Расходы по добровольному страхова­нию имущества тоже включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат при условии, что речь идет об основных фондах производственного назначения (в том числе арендованных).
Конкретный объем ответственности страховщика определя­ется договором страхования и указывается в страховом полисе.
Вместе с тем по условиям страхования возмещается не лю­бой ущерб, нанесенный имуществу вследствие огня и других причин. Например, страховые компании, как правило, не воз­мещают убытки, возникшие в результате обработки застрахо­ванного имущества огнем в соответствии с технологическим процессом, убытки наступившие не вследствие пожара, а от подпаливания при складировании сырья, материалов, продук­ции и т.п. вблизи источников поддержания огня. В большин­стве случаев не возмещаются также убытки, произошедшие в результате военных действий, гражданских беспорядков, воз­действия радиации, нарушения страхователем (владельцем за­страхованного имущества) правил противопожарной безопас­ности.
На таких условиях может быть застраховано любое имущество страхователя. При этом все имущество распределяется на группы:
здания, сооружения, передаточные устройства;
производственное, технологическое и иное оборудование, машины, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
сырье и материалы;
товары на складах, включая готовую продукцию, выста­вочные образцы.
Страхователем может быть как собственник имущества, так и владелец по договору аренды или найма. Имущество может находиться в полном хозяйственном ведении страхова­теля или в оперативном управлении, может быть передано страхователю на хранение либо в распоряжение для каких-либо целей (для переработки, продажи, залоговое имущество, по лизингу и т.п.).
Страхование от огня – один из старейших видов страхования, второй по времени возникновения после страхования морской перевозки грузов.
Таким образом, страхование от огня способствует и социальному, и экономическому подъему нашей страны, делая положение граждан и предприятий более устойчивым и независимым от различного рода случайностей.
Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые про­дукты. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институ­тами, в рамках которых реализуются страховые отношения. Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенса­ционную, накопительную, распределительную, предупредительную и ин­вестиционную.
Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.
Ахвледиани Ю.Т. Страхование / под ред. В.В.Шахова . [Текст] — М.: «ЮНИТИ», 2007. — 511 с.
Федотова Т. Основы страховой деятельности. Учебник. [Текст] 3-е изд., исправл. и доп. М.: БЭК, 2006г. — 776 с.
Захарьин В.Р. Страхование обязательств и имущества с целью минимизации рисков. [Текст] — М.: Налоговый вестник, 2007. — 256 с.
Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. [Текст] — М.: «Финансы и статистика, 2007. — 360 с.
Шихов А.К. Страховое право: учебное пособие. [Текст] — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — 296 с.
Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование. Теория и практика. [Текст] — М.: «ЮНИТИ», 2007. — 511 с.
Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: Учебник/Под ред. Е.В. Коломина . [Текст] — М.: Финансы и статистика, 2008. — 416 с.
Страхование [Электронный ресурс] // http://www.insur-info.ru/
Федеральный Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ. [Текст]
Финансовое право: Уч./Отв.ред. Н.И. Химичёва. [Текст] — М: Юрист, 2007г. – 749с.