АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
1 сообщение.
107031, г. Москва, ул. Рождественка, 11.
В.Т. Шимко, профессор, академик РАЕН.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Одна из примет новой России – люди не боятся менять род занятий. Кто нехотя, подчиняясь обстоятельствам, но чаще – сознательно: хочет прикоснуться к прекрасному или получить «второе высшее образование», потому что не нашел себя в первой профессии. Поэтому только в Москве существует с десяток школ, позволяющих менять профиль деятельности. Одна из них – Высшая школа средового дизайна (ВШСД) действует в Московском архитектурном институте.
Чтобы получить «второй диплом» в МАрхИ, надо соблюсти два условия: иметь документы о «первом» высшем образовании или степень бакалавра (неважно, гуманитарном или техническом) и – хотеть учиться. Не имея высшего образования за 2, 4, 6 месяцев можно получить сертификат Школы, и начать работать по этой специальности.
Врезка в текст на цветной плашке.
Во главе ВШСД стоит ее основатель – профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук Михаил Федорович Уткин. Именно он фактически является главной движущей силой развития школы, генератором и реализатором тех идей, что легли в основу ее работы.
Костяк педагогического коллектива ВШСД составляют преподаватели МАрхИ – ведущие специалисты в области архитектуры и дизайна. Назовем только некоторых: доктор архитектуры, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ, академик РАЕН А.В. Ефимов; профессор А.Н. Гаврилина; профессор Е.Б. Овсянникова; доктор архитектуры, заведующий кафедрой «Архитектурная физика» МАрхИ профессор Н.И. Щепетков; заведующий кафедрой «Архитектурное материаловедение» МАрхИ профессор В.Е. Байер; декан факультета «Специальной подготовки» МАрхИ профессор О.Д. Бреславцев, доцент Ногтева О.А.; старший преподаватель Пялль Г.Е.
Специальность «Дизайн архитектурной среды» была открыта в нашей стране в 1997 году, и впервые соединила в себе достижения и особенности архитектуры и дизайна. Ибо архитектура формирует вокруг нас пространство, а дизайн – наше предметное окружение. И все это – среда обитания, которая должна быть комфортной и эстетичной. Научить создавать такую среду – и есть цель ВШСД.
Однако это непросто. Долгие годы обычный архитектурный вуз учит рисунку, живописи, истории искусств, начертательной геометрии, математике. А еще есть дисциплины «профессионального цикла»: конструирование, устройство инженерных сетей, планировка населенных мест, светотехника, климатология. Потому что без этих знаний почти невозможно освоить то главное, что умеют архитектор и дизайнер – ПРОЕКТИРОВАТЬ. Т.е. – видеть сегодняшние недостатки обустройства нашего образа жизни и предлагать меры по их исправлению. Но сделать это «лучшее» красивым – умеет только художник, архитектор или дизайнер.
Таково первое свойство этой профессии – видеть мир глазами художника-творца – понимать, как полезное стало прекрасным.
Второе – не легче: надо освоить технологии творчества. С чего начинать проект? Как над ним работать? Где черпать идеи и как перевести их на язык проектных материалов, чтобы тебя поняли и оценили твой труд.
Третье – фукционально-техническая грамотность. Внутри профессии есть масса секретов и правил инженерно-практических, от расчета конструкций или освещения до законов оптимального распределения пешеходных потоков в пределах торгового центра. И все их надо знать, потому что самое красивое становится бесполезным, если оно неудобно.
Проще всего – последнее. Учатся «второму высшему» люди взрослые, умеющие ориентироваться в затопившем нас океане информации и отбирать то, что нужно для дела.
Куда труднее второе – проектировать. Поэтому две трети срока учебы посвящено главному – алгоритмам и методам проектного процесса, от умения генерировать идеи проекта до секретов его представления заказчику. Но делается это не «на словах», а на практике – через серию учебных заданий, постепенно, «ступеньками» вводящих ученика в мир проектных на.