Почивалова Нелли ВикторовнаПедагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Надымpocnelli@mail.ruТезисы к образовательной программе «Вокал»Аннотация: данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования в музыкальной области. Ключевые слова: актуальность, педагогическая целесообразность, особенность программы, ключевые компетенции.Цель: развитиемузыкальных способностей детей средствами вокального искусства.Задачи программы:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.Возрастдетей, участвующих в реализации программы:средний и старший школьный возраст.Актуальность. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Именно этим была обусловлена необходимость разработки образовательной программы «Вокал». Педагогическая целесообразностьпрограммы обусловлена личностной ориентацией образования, обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Отличительной особенностью образовательной программы «Вокал» является то, что она разработана для детей с разными стартовыми способностями, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. Распределение учебного материала по годам для каждого обучающегося происходит в соответствии с намеченным педагогом индивидуальным репертуарным планом,по следующим принципам:художественная ценность;доступность музыкального и литературного текста;разнообразие жанров и стилей;логика компоновки будущей концертной программы;
соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и возрасту.Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. В ходе реализации программы занятия проводятся в индивидуальной форме. Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 108 часов в год. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 30 минут.Ожидаемые результаты обученияВ ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции:Ключевые:Ценностносмысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение; Общекультурные:
умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;проявление интереса к собственной деятельности.Учебнопознавательные:готовность к восприятию, планированию, анализу и обобщению информации;умение отличать реальные события от домыслов.Информационные:умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).Коммуникативные:приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Личностного самосовершенствования:владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельностиразвитие личностных качеств, саморегуляции.Специальные:владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией. развитие слуха, памяти, чувства ритма, психологической устойчивости;
Результатом освоения данной программы будут:Личностные результаты:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно –познавательные и внешние мотивы;ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;наличие эмоциональноценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе сольного пения;позитивная оценка своих музыкальнотворческих способностей; 
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
владение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;Метапредметные результаты:умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме;умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства;умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями разных жанров;участие в музыкальной жизни образовательного учреждения;
умение применять знания о музыке вне учебного процесса;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессевосприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;позитивнаясамооценка своих музыкальнотворческих возможностей.Предметные результаты:владение специальной терминологией, умение использовать её в практической деятельности;
знание основ вокальной культуры;устойчивый интерес к пению;
умение выразительно петь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫдля педагога:1.