Профиль и отдельные виды кружков.
Число занятий в неделю.
Занятия техническим творчеством (авиамоделизм, судомоделизм и др.)
2×45 минут, с 10-минутным перерывом.
Занятия с использованием компьютерной техники.
2×30 минут — 1 — 5 классы.
2×45 минут — 6 — 11 классы.
Художественные объединения детей.
Репетиция — около 3,5 часов, перерыв – 20 — 25 минут.
30 минут -индивидуальные,
2(3)х45 минут -групповые.
2×30 минут -младшие школьники,
2×45 минут — другие группы.
2 (3 или 4) х45 минут.
Кружки юных туристов и краеведов.
занятия на местности до 4 часов.
1 — 2 похода или занятия на местно­сти в месяц, из них одно проводится по подгруппам.
Кружки эколого-биологической направленности.
Занятия физкультурно-спортивного профиля.
Группы начальной подго­товки.
45 минут для учащихся 8 — 13 лет, 2×45 минут — для учащихся 14- 17 лет.
В зависимости от харак­тера занятий, теоретиче­ские 2×45 минут.
В условиях дополнительного образования деятельность детей может осуществляться как в одновозрастных, так и в разновозрастных творческих объединениях по интересам. Также родители могут включаться в работу коллектива по согласованию педагога и без включения в основной списочный состав.
Учащиеся имеют право заниматься в творческих объединениях любой направленности, предлагаемые учреждением, а также изменять направления обучения. При зачислении подростков в секции, кружки, клубы, объединения необходимо медицинское заключение о состоянии их здоровья.
В учреждениях внешкольного образования учебный год начинается около 15 сентября и завершается около 25 мая. Обычно в каникулярное время процесс обучения в центрах дополнительного образования продолжается в различных формах: поход, сбор, экспедиция, лагерь и т.п. Данные формы имеют место быть, если они предусмотрены программой дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования существует ряд документов, в которых описывается организация процесса образования: перспективный план на год, календарный график, учебный план, расписание занятий, программы дополнительного образования педагогов по направлениям.
Расписание учебного процесса включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия [23].
В современной системе образования возрастает роль подобных учреждений (детско-юношеские центы, центры внешкольной работы, дома культуры, подростковые клубы и т.д.), которые дают возможность к развитию способностей детей и подростков. При этом возрастает роль социального педагога, который становится полноправным участником деятельности педагогического коллектива.
Социальный педагог в современном учреждении дополнительного образования должен обладать рядом профессиональных компетенций:
Компетенция в сфере рекламы и маркетинга.
На первый взгляд, возникает вопрос: зачем социальному педагогу необходимо знать основы рекламы и маркетинга. Но при детальном рассмотрении все встает на свои места. Учреждение дополнительного образования предоставляет определенные услуги для граждан и, в частности, для их детей. И педагогический коллектив, в том числе и социальный педагог, постоянно осуществляют функции по привлечению новых «клиентов» и сохранению уже имеющихся. К тому же, социальный педагог должен понимать, в каком районе (микрорайоне, если это город) находится учреждение, и изучать потребности его жителей в досуговых мероприятиях. Также, социальный педагог должен анализировать и понимать, насколько высок уровень потребности в том или ином творческом объединении, создании новых и поддержании интереса к уже имеющимся.
Социальному педагогу в учреждении дополнительного образования необходимо взаимодействовать с образовательными учреждениями района для реализации совместной деятельности, проведения совместных мероприятий, для обмена опытом между педагогическими коллективами, для привлечения на мероприятия большого числа школьников. Чем плотнее будет взаимодействие социального педагога со школами, тем активнее учителя и, конечно же, учащиеся будут включаться в деятельность учреждения. Кроме этого, необходимо налаживать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования других районов для создания методических объединений, обмена опытом, совместных мероприятий и т.п.
Социальный педагог – это носитель информации об учреждении, в котором он работает. Следовательно, ему необходимо знать все о направлениях деятельности, работе кружков и секций, перспективных планах УДО для предоставления полноценной информации родителям, классным руководителям, заместителям директоров по внеучебной работе, другим социальным педагогам и, естественно, самим детям и подросткам. Активность социального педагога в работе по распространению информации об учреждении может не просто увеличить наполняемость определенных творческих объединений, но и изменить жизнь ребенка.
Кроме взаимодействия с учреждениями и организациями, распространении информации и анализа социальный педагог обязан проводить и самостоятельную деятельность по созданию (или помощи в создании) новых программ, социально-педагогических. Такие программы могут иметь узкую направленность, могут быть ориентированы на конкретную группу. Например, существуют такие программы, как «Школа молодых родителей», «Школа испытаний и открытий» (для трудных подростков), «Школа юных дарований» (для одаренных детей), программы по профориентации учащихся и так далее.
Социальный педагог должен обладать диагностической компетенцией . Он обязан уметь организовывать и профессионально выстраивать диагностическую работу по социально-педагогическим вопросам, анализировать документацию, подбирать материалы, методики для работы с родителями и детьми, обрабатывать и интерпретировать результаты диагностических исследований и экспериментов. Данное направление деятельности социального педагога не менее важно. При правильной диагностической работе педагог сможет выстроить более оптимальную и эффективную деятельность по социально-педагогическому сопровождению подростка, быстрее и эффективнее вести взаимодействие с родителями, школой и другими службами.
Социальный педагог в учреждении дополнительного образования должен уметь организовывать разностороннюю и разнонаправленную социально значимую культурно-досуговую деятельность детей и подростков, планировать и, по возможности, осуществлять клубную работу, создавать условия для участия в педагогической работе волонтеров, уметь организовать работу по профессиональному ориентированию школьников, например, в проведении семинаров, мастер-классов, лекций и т.п.
Также социальному педагогу необходимо обладать профилактической компетенцией для постоянного осуществления профилактической работы в УДО с целью предотвращения проявлений отклоняющегося поведения. Работа по профилактике безнадзорности и беспризорности также должна проводиться социальным педагогом во взаимодействии со службами.
Обладание аниматорской компетенцией позволяет социальному педагогу активно участвовать в деятельности учреждения не только в качестве организатора, контролера и наблюдателя, но и ведущего, экскурсовода, человека в центре внимания, что может привести к большему доверию со стороны подростков и настроить на дальнейшее позитивное общение.
Социальный педагог обязан уметь организовывать деятельность не только с детьми, но и с представителями старшего поколения. Данные умения смогут привлечь дополнительный интерес к УДО у разных групп населения.
Компетенция в сфере коррекции и реабилитации личности, групповых межличностных отношений в созданных творческих объединениях, разработка и осуществление программ по восстановлению морального и эмоционального состояния детей и подростков. Данный аспект в работе социального педагога помогает сохранить в творческих объединениях, педагогическом коллективе гармоничное взаимодействие, позволяет корректировать деятельность группы для более оптимального результата.
Данный вид компетенции позволит социальному педагогу правильно настроить работу с родителями (опекунами, представителями) ребенка, своевременно предоставлять им необходимую педагогическую информацию, а также своевременно оказывать помощь и эмоциональную поддержку в сложных ситуациях, связанных с воспитательным процессом.
В своей работе социальный педагог должен уметь взаимодействовать со специалистами учреждений различной направленности (спортивной, медицинской, культурной, правовой, административной, научной), привлекать к реализации проектов и программ и координировать работу добровольных помощников. С развитием направления социальных проектов и грантов в нашем регионе и стране в целом роль данного вида компетенции социального педагога значительно возрастает.
Социальный педагог на месте своей работы должен создать условия для правового воспитания несовершеннолетних и постоянно обеспечивать защиту их прав, своевременно оказывать информационную правовую поддержку родителям (представителям ребенка) по вопросам обеспечения социальной защиты детей и семьи.
Социальный педагог в своей профессиональной деятельности обязан создавать в УДО и за его пределами условия для формирования основ толерантности, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Для этого ему необходимо осуществлять проекты, программы, воспитательные циклы, воспитательные мероприятия для обеспечения условий для взаимодействия представителей различных культур и исповедующих разные религии. К тому же, сам социальный педагог обязан давать позитивный пример всем окружающим.
Социальный педагог обязан соблюдать нормы и рекомендации по составлению и применению методических пособий, литературы, уметь составлять проектную и программную документацию в сфере социально-педагогической работы с учетом особенностей дополнительного образования в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами региональной власти, социальными программами, современной учебно-методической литературой. Социальный педагог должен уметь грамотно работать с учебной литературой и документацией.
Постоянно осуществляя диагностическую деятельность в УДО и отдельных творческих формированиях, социальный педагог пытается выявить те явления, которые могут воспрепятствовать полноценному и максимальному развитию творческих способностей подростков. При выявлении подобных явлений, конфликтных ситуаций он должен предпринять все возможные меры для оказания помощи ребенку и создания благоприятной среды для его дальнейшего развития.
В ходе взаимодействия с педагогами, осуществляющими программы дополнительного образования, специалист разрабатывает определенную систему мер, которая позволит повысить эффективность работы педагога и всего коллектива с трудным ребенком. Привлечение воспитанников к социально-значимым делам может оказать максимальный эффект для успеха воспитательного воздействия.
Социальный педагог обязан следить за выполнением одной из важнейших функций дополнительного образования – социально-адаптационной, поэтому особое внимание должно быть уделено профориентационной работе.
Можем сделать вывод, что сфера дополнительного образования создает условия для эффективной социальной адаптации, а также раскрытия творческого потенциала. При этом в достижении успеха воспитательного воздействия большую роль играет социальный педагог.