Виды и специализаций.
Основные специализации второго высшего образования в сфере менеджмента:
Маркетинг. Организация и оплата труда. Теория организации, история управленческой мысли и менеджмента. Управление предприятием. Маркетинг. Логистика. Учет и анализ. Бизнес-планирование. Финансовый менеджмент. Финансовые рынки и институты. Стратегический менеджмент. Ценообразование. Деловые коммуникации. Муниципальное и государственное управление. Управление изменениями. Исследование системы управления. Управление проектами.
Содержание образовательных программ.
Второе высшее образование по менеджменту и управлению персоналом предоставляется по программам обучения, которые строятся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и международными стандартами.
Программа подготовки бакалавров разделена на три цикла:
профессиональный; гуманитарный и социально-экономический; естественнонаучный и математический.
Второе высшее образование по направлению «Менеджмент» предполагает получение всех необходимых знаний для ведения разных видов деятельности:
предпринимательской; организационно-управленческой; информационно-аналитической; планово- и проектно-экономической; внешнеэкономической; научно-образовательной деятельности.
Выпускник бакалавриата сможет занимать менеджерские должности в органах муниципального и государственного управления, а также в компаниях любой организационно-правовой формы.
Студенты магистратуры изучают современные технологии менеджмента, знакомятся с передовым опытом реализации стратегий управления в российских и западных компаниях. Кроме того, учащиеся овладевают основными практическими навыками и теоретическими знаниями в области внешней торговли и выходят на высокий уровень владения иностранным языком, необходимый для ведения бизнеса на международном рынке.
В обучении магистров менеджменту упор делается на активную самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов. На занятиях часто используются интерактивные форматы подачи знаний:
управленческие тренинги; диалоговые семинары; ролевые и деловые игры; анализ кейсов; дискуссии.
Это позволяет осваивать навыки практического применения наиболее эффективных технологий управленческого дела.
Вузы и формы обучения.
Лучшими вузами РФ, в которых можно получить второе высшее образование в сфере менеджмента, считаются:
Обучение проходит в следующих формах:
заочная в группах выходного дня; очная; очно-заочная в группах выходного дня; заочная; очно-заочная.
Альтернативы.
Помимо второго высшего есть и другие «надстройки» над первым вузовским образованием, которые в глазах работодателя также будут иметь значительный вес, например, программы MBA. В переводе на русский, аббревиатура расшифровывается как «мастер делового администрирования». Эта квалификационная степень не только высоко ценится работодателями в России, но и котируется за границей. Получить ее можно за рубежом и в некоторых вузах РФ, имеющих партнерские соглашения по предоставлению dual degree и dual diploma MBA, благодаря которым снимается проблема признания дипломов в других странах.
Пример программы MBA Professional Management:
Курс длится 6 месяцев. Для обучения используется образовательная литература, разработанная совместно преподавателями вузов Германии, имеющих государственную немецкую аккредитацию от International Management Academy и AFW. Обучение проходит в дистанционной, очной или очно-дистанционной формах. По окончании курса студенту предоставляется диплом SE MBA Professional Manager и Гарцбургский диплом AFW – не просто красивые бумажки, а реальные документы, имеющие юридический вес в Германии и ЕС. Программа обучения включает в себя дисциплины из сферы: управления проектами; менеджмента организации; управления командой; планирования и контроля деятельности; управления изменениями; мотивации персонала.
Если не хотите получать второе высшее по менеджменту организаций, а нацелены на ученую степень, вы можете поступить в аспирантуру, но только если ваш первый диплом уровня специалитета или магистратуры. Бакалавры не могут перепрыгнуть через вторую ступень ВПО и сразу стать аспирантом, даже если направление образования соответствовало профилю аспирантуры.
Качество второго высшего образования по менеджменту в России.
Менеджмент в РФ очень молод. Россия еще не до конца избавилась от многих пережитков советского прошлого. Конкурентоспособность бизнеса напрямую зависит от уровня руководства, от навыков управленцев низшего, среднего и высшего звена, от их профессионального соответствия современным реалиям. Но научным сообществом постоянно ведется титаническая работа по изучению опыта ведущих мировых экономик, имеющих долгую и успешную историю существования в условиях капитализма и коммерческого конкурирования. Эксперты вузов РФ в сотрудничестве с ведущими организациями и учебными заведениями европейских стран разрабатывают концепции менеджмента, актуальные для российских реалий.
Нельзя сказать, что качество второго высшего менеджерского образования в РФ ниже, чем на западе. Все зависит от того, где собираетесь применять полученные знания. Если нацелены на международный или западный уровень, лучше всего пройти курс обучения в зарубежном вузе – британском, европейском или американском. Но если вы видите себя специалистом, работающим исключительно внутри экономики России, лучше всего, получать второе высшее по менеджменту именно в отечественных вузах.
Дело в том, что российская экономика не до конца адаптировалась к современным рыночным условиям и есть немало внутригосударственных особенностей, при которых международные законы менеджмента не функционируют, а те или иные методы работы бесполезны или малоэффективны. Местные преподаватели лучше осведомлены о реалиях управленческого дела в РФ, глубже знают процессы, протекающие в этой сфере на государственном и муниципальном уровнях, хорошо знакомы с ментальностью действующих лиц отечественного менеджмента, часто имеют практический опыт работы на внутрироссийском рынке.
Кроме того, российские преподаватели могут дать ценные советы студентам, актуальные конкретно для отечественного бизнеса и государственного администрирования. Имея личный опыт, они сумеют на примерах растолковать, что именно из стандартных положений и закономерностей, описываемых в учебном материале, в России не функционирует или работает иначе и почему так происходит.