«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 12.
Конвертация пенсионных прав пенсионеров.
В настоящее время практически в полной мере действуют пенсионные законы, принятые в конце 2001 г. В ходе претворения в жизнь основных положений пенсионной реформы в них периодически вносились изменения и дополнения, уточняющие порядок их действия. Однако сама система, регламентирующая назначение, перерасчет, индексирование трудовых пенсий, остается прежней.
Оценка пенсионных прав, накопленных застрахованными лицами до 01.01.2002, проводится путем преобразования (конвертации) их в расчетный пенсионный капитал. Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002, которые являются базой для определения размера страховой части трудовой пенсии .
В качестве напоминания: сегодня трудовая пенсия для лиц моложе 1968 года рождения состоит из базовой части, страховой и накопительной; а для лиц 1968 года рождения и старше — только из 2-х частей (базовой и страховой).
О ставших пенсионерами до 31 декабря 2001 года.
Как известно, для работающих граждан по результатам проведенной конвертации определяется расчетный пенсионный капитал (РПК) по состоянию на 01.01.2002 и дальше, учитывая поступающие страховые взносы и РПК, готовятся сведения, которые будут использованы при назначении будущей пенсии. Но как в свете новых пенсионных законов формировать трудовую пенсию тем гражданам, кому по состоянию на 31.12.2001 она установлена по старости, инвалидности, потере кормильца или за выслугу лет? Вопрос о формировании пенсии действующим пенсионерам совсем не праздный: многие из обращающихся с таким вопросом пенсионеров не совсем представляют себе этот механизм, особенно в связи с проводимыми перерасчетами и индексациями назначенных пенсий.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в начале 2002 г., был проведен пересчет установленных пенсий по определенной технологии. Эта технология предусматривала увеличение размера пенсии с 01.01.2002 в соответствии с требованиями Закона по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера, или же формирование пенсии по существующей величине, но исходя из новых составных частей — базовой и страховой.
Одновременно всем пенсионерам была дана возможность представить дополнительные данные об имеющихся обстоятельствах, которые каким-либо образом могли повлиять на величину пересчитываемой пенсии. Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона ему пересчитывалась с 01.01.2002 в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела.
В случае представления пенсионером сведений производился перерасчет размера трудовой пенсии в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 20 Закона, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы. Одновременно с таким перерасчетом определялась величина расчетного пенсионного капитала.
Возможен ли пересчет?
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона конвертация производится в связи с введением его в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.
В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013, когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. пенсионеров, возможны случаи уточнения величины расчетного пенсионного капитала. Так, возможны случаи, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые, дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002. В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата:
— взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.;
— единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 1 января 2002 г.
Также возможны случаи представления документов, подтверждающих определенные периоды стажа, ранее не учтенные при назначении пенсии.
Как сформировались пенсии, назначенные.
до 1 января 2002 года.
Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 выполнено только как техническое действие, т.е. зафиксирована его величина. Особенно важна эта «фиксация» для работающих пенсионеров и пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, установленной на определенный срок. Такая фиксированная величина принимается за основу при обращении пенсионера за перерасчетом трудовой пенсии, для определения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002.
Трудовая пенсия по старости для лиц 1968 года рождения и старше в соответствии с существующим пенсионным законодательством имеет вид:
где БЧ — базовая часть пенсии,
СЧ — страховая часть.
где ПК — расчетный пенсионный капитал,
Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.
Величина расчетного пенсионного капитала определялась пенсионерам исходя из суммы установленной пенсии по старости и за выслугу лет по формуле:
где БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002, равный 450 руб.;
Т — ожидаемый период выплаты пенсии, составляющий 12 лет (144 месяца) для целей конвертации и исчисления страховой части трудовой пенсии в 2002 г.
Для формирования расчетного пенсионного капитала пенсионерам-инвалидам за основу бралась формула:
ПК = (П — БЧ) x Т x К,
где К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на момент назначения пенсии по инвалидности к 180 месяцам.
Следует подчеркнуть, что момент определения пенсии по инвалидности по нормам Закона — это 01.01.2002. Именно по состоянию на эту дату (а не на дату фактического установления инвалидности) учитывался возраст инвалида в целях определения нормативной продолжительности страхового стажа и расчетного пенсионного капитала. Данное правило прямо предусмотрено в абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона.
Нельзя не сказать и о тех повышениях, принятых в старом пенсионном законодательстве, которые учитывались при формировании пенсий по состоянию на 01.01.2002.
В сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учитывались следующие установленные согласно соответствующим пунктам ст. 110 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 340-1) повышения:
а) на 185 руб. 32 коп.:
— участникам Великой Отечественной войны (п. «г»);
— гражданам — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 2 «д»);
— гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (п. «з»);
— инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями (п. «к»);
б) на 92 руб. 66 коп.:
— гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (п. «е»);
— гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны (п. «ж»);
— гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным (п. «и»).
Кроме того, учитывались:
— установленные Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, повышения размера пенсии на 100%, Героям Социалистического Труда — на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., соответственно каждому полученному званию (п. «а» ст. 110 Закона от 20.11.1990 в редакции Федерального закона от 13.07.2001 N 100-ФЗ, вступившей в силу с 30.12.2001 в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 168-ФЗ);
— установленное чемпионам Олимпийских игр повышение размера пенсии на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (п. «б» ст. 110 Закона от 20.11.1990);
— установленное гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, повышение размера пенсии на 15% (п. «в» ст. 110 Закона от 20.11.1990).
Вместе с тем в сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионера, не учитывались установленные в соответствии со ст. 21 Закона от 20.11.1990 надбавки к пенсии на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев.
Размер выплачиваемой пенсии повысился.
Таким образом, введение в силу новых пенсионных законов — это не добавка к пенсии и не повышение пенсий абсолютно всем пенсионерам, а перерасчет уже назначенных трудовых пенсий по нормам нового законодательства.
Надо сказать, что при конвертации прав пенсионерам выявились случаи, когда по документам пенсионного дела требовалось снизить размер пенсии. Просто об этом никто не знает, поскольку в п. 4 ст. 29 Закона сказано, что, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными этим Законом, ее размер не достигает получаемого пенсионером на 01.01.2002, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком, размере. В практическом плане это означает, что сохраняется сумма пенсии со всеми установленными надбавками, повышениями, компенсационной выплатой в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.
Вся проведенная работа по формированию пенсий в свете нового пенсионного законодательства существенно изменила положение пенсионеров: повысились пенсии работающих пенсионеров в среднем на 450 — 500 руб., пенсионеры-инвалиды получили повышение от 240 до 900 руб. Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, пенсии были увеличены с 660 до 900 руб. Получили прибавку и те, у кого не выработан полностью трудовой стаж. Появилась возможность повысить пенсию женщинам с трудовым стажем менее 20 лет и мужчинам со стажем менее 25 лет с 423 — 485 до 660 руб.
Было предусмотрено и улучшение пенсионных норм для лиц, отработавших установленные сроки под землей, в горячих цехах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Не были забыты получатели социальных пенсий — различные их категории получили прибавки. Так, лицам в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, было добавлено более 400 руб. Остальные социальные пенсии с 1 января 2002 г. достигли размера 450 руб.