Дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.
Модель образования, построенная на личностно — ориентированном подходе.
Приобщение человека к науке и производству.
Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе.
Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности.
Усвоение образца деятельности.
Опыт творческой деятельности.
Механизмы трансляции и репродукции.
Заранее запрограммированы все действия человека.
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт.
Ориентация на среднестатистического обучаемого.
Учет индивидуальных особенностей.
Оценка результата деятельности.
Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей.
Оценка с точки зрения социально — нормативных требований, давление на личность через коллектив.
Фетишизазия одной теории обучения.
Соответствие конечного результата цели.
Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)
В основе — категория деятельности.
В основе — категория взаимодействия.
Негативное отношение к части учащихся.
Позитивное отношение ко всем учащимся.
Стремление к коррекции поведения и личности.
Коррекция поведения и отдельных черт личности учащегося.
Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний — высокий и разный)
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащихся, и педагога уязвимыми и беззащитными.
Самораскрытие своего «Я» — признак сильной и здоровой личности.
Общение — в рамках стабильных ролей.
Постоянная смена ролей.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
— ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; — формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; — обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; — развитие ключевых компетенций у воспитанников; — обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; — реализация единства образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа носит преимущественно личностно центрированный и индивидуализированный характер. Она обращена не только к познавательным, но и социальным сферам формирующейся личности.
Следует отметить, что отличительной особенностью инновационных образовательных программ является их равная обращённость к ПЕДАГОГУ и ВОСПИТАННИКУ. Развитие ПЕДАГОГА выступает в качестве условия реализации такой программы и соответственно реализации задаваемых ею возможностей развития воспитанника. Образовательная деятельность педагога (в которой, собственно, и происходит его развитие) состоит в создании пространства реальных возможностей развития воспитанника.
Образовательные программы должны включать в себя существенную часть информации, которая необходима и достаточна для понимания смысла, проблем и тенденций развития тех областей культуры и науки, техники и технологии, которые являются предметом деятельности творческого объединения, общеучебные навыки, допрофессиональную ориентацию и подготовку — ключевые компетенции современности.
К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.
Для создания необходимых условий качества дополнительной образовательной программы нового поколения предусматривается:
— обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей; — регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ; — экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения; — активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
Разработка нового поколения образовательных программ в дополнительном образовании является по существу решающим звеном нормативного представления и реализации современного содержания дополнительного образования.
образование инновационный личностный компетенция.