Можно говорить о том, что в современном мире началось возрождение общего гуманитарного образования (liberal arts). Если противопоставлять специализированное и общее гуманитарное образование, то первое, как правило, побеждает. В большинстве стран мира образование ориентировано на подготовку кадров для определенных профессий. Более того, учебный план узкоспециализированной образовательной программы содержит набор курсов из соответствующей предметной области, и студент, поступающий на конкретный факультет, изучает преимущественно дисциплины в рамках своего направления подготовки, что ведет к получению диплома в выбранной области. Некоторые страны, например США, верны идее широкого образования и интеллектуальных навыков, которая и лежит в основе концепции общего гуманитарного образования.
Тем не менее, как ни удивительно, эта концепция снова стала играть заметную роль в международной дискуссии о высшем образовании. Это случилось в силу ряда причин. Пришло понимание того, что и представителям рабочих профессий, и тем, кто занят интеллектуальным трудом, нужны не только профессиональные знания, но и личностные навыки. К так называемым soft skills относятся критическое мышление, эффективные коммуникации, умение обрабатывать информацию как с академической, так и с культурологической точки зрения, анализировать количественные и качественные данные и так далее.
К тому же экономика XXI века устроена таким образом, что рассчитывать на запланированный карьерный путь больше нельзя. Выпускники вузов сталкиваются с многообразным, сложным и непредсказуемым рынком труда. Специализированные образовательные программы больше не могут подготовить человека к новой экономике знаний, требующей от сотрудников умения творчески мыслить, и именно поэтому все больше растет убеждение в необходимости широкого междисциплинарного образования, и, по сути, можно говорить о возрождении идей, лежавших в основе средневекового европейского университета.
К настоящему времени возрождение общего гуманитарного образования затронуло в основном, но не исключительно элитные вузы, которые значимо отличаются друг от друга.
Общее гуманитарное образование.
Единого определения этого понятия не существует. Для многих оно определяется главным образом самим подходом к знанию и особенностями учебного плана. Общее гуманитарное образование обычно относят к западной образовательной традиции. Так, Сократ отмечал ценность «исследованной жизни», а Аристотель — «осмысленного гражданства». Но, как мы покажем далее, подобные традиции существовали и в незападных обществах.
Современные сторонники этой концепции подчеркивают важность умения критически мыслить и обладать широкими знаниями по ключевым естественнонаучным и гуманитарным вопросам для понимания постиндустриального общества во всей его сложности. Обычно общее гуманитарное образование противопоставляется более узкому, профессионально ориентированному подходу к высшему образованию, который доминирует в сознании XXI века. Сторонники первого утверждают, что образование — это не просто процесс «подготовки рабочих кадров» и что современное общество требует более свободного и вдумчивого подхода к высшему образованию.
Традиции общего гуманитарного образования в незападных обществах.
Возможно, впервые такой подход к образованию появился в Китае, где конфуцианская традиция делала акцент на образовании широкого профиля и свободном подходе к процессу накопления знаний. Две основные образовательные традиции Китая — конфуцианские «Аналекты», написанные 2500 лет назад, и традиционная китайская система высшего образования, сложившаяся во времена династии Восточная Чжоу (771–221 годы до н. э.), — обладали элементами того, что мы сейчас называем общим гуманитарным образованием. Так называемое «Пятикнижие» (У-Цзин) конфуцианского канона, известное в то время, представляло собой пять книг, содержание которых покрывало самые разные области знания. Студенты, получавшие высшее образование в духе конфуцианства, готовились к сдаче кэцзюй — государственных экзаменов в императорском Китае, которые обеспечивали доступ к госслужбе и охватывали широкий круг общеобразовательных вопросов. Таким образом, китайская образовательная традиция подразумевает широкий подход к знанию в сочетании с этикой и философией конфуцианства.
Мы редко задумываемся о том, что между конфуцианством и античной европейской философией много схожего в том, что касается подхода к образованию. Конфуций верил, что человек по натуре своей добр, и в этом контексте цель образования — «подпитывать и развивать человеческую природу ради достижения благочестия, мудрости и духовного совершенства». Несмотря на то что устройство вузов, учебные планы и цели общего гуманитарного образования того времени, без сомнения, значительно отличались от современных, можно утверждать, что задача развития студентов в том виде, в котором она понималась в конфуцианском подходе, связывает китайское высшее образование и современные представления об общем гуманитарном образовании.
Стоит также отметить, что современная китайская система единых государственных экзаменов для поступления в вузы (гаокао) — прямая наследница системы кэцзюй. Несмотря на то что система гаокао подвергается постоянной критике и вообще вряд ли совместима с текущими представлениями об общем гуманитарном образовании, она по-прежнему обязательна в Китае и, как и кэцзюй, содержит вопросы по самым разным областям знания.
Представителем совершенно другой среды и другой интеллектуальной традиции являлся Университет Наланда, который процветал на северо-востоке Индии на протяжении почти тысячи лет вплоть до 1197 года н. э. В университете, где совмещались элементы индуистской и буддистской традиции, вел занятия Будда, и в период расцвета в нем было более 10 000 студентов и 1500 преподавателей. Несмотря на то что образовательная программа была в большей степени ориентирована на изучение религиозных текстов, в университете была возможность получить знания, выходящие за эти рамки, так как членами университетского со- общества были студенты и преподаватели многих интеллектуальных традиций.
Буддистская философия определяет образование как способ самореализации и процесс «раскрытия того, что заложено в человеке» через обогащение знанием, которое освобождает его от «невежества и зависимости». Как и конфуцианская образовательная традиция, Университет Наланда является еще одним примером философии определенного направления, в данном случае — религиозного, но при этом признающего, что полноценное образование требует широкого дисциплинарного подхода.
Старейший действующий университет мира — Университет аль-Азхар в столице Египта Каире. Он был основан в 975 году н. э. и с тех пор является одним из самых авторитетных центров исламской мысли. С самого начала там преподавали не только мусульманскую теологию и законы шариата, но и философию, математику, астрономию в том объеме, в котором они имеют отношение к исламу. В 1870-е годы там открылись факультеты точных и естественных наук.
В большинстве других вузов мусульманского мира образовательная программа также строилась вокруг ислама, но нередко включала естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, что отражало единую философию и понимание необходимости комплексного подхода к образованию.
Мы показали, что многие классические неевропейские образовательные традиции предполагали обучение по широкому кругу дисциплин. Они по-разно му расставляли акценты и существенно различались по своей организационной структуре и конкретным требованиям, однако все они были выстроены вокруг всеобъемлющего понимания реальности разными интеллектуальными традициями.
Заключение.
В процессе происходящей в настоящее время переоценки общего гуманитарного образования, к сожалению, игнорируется то, что помимо западной традиции существовали и другие богатые традиции, причем об этом забывают, даже если обсуждение про- ходит в Азии. Пересмотр содержания образования связан с вызовами XXI века и необходимостью удовлетворить новые потребности рынка труда, но идеи, лежащие в основе общего гуманитарного образования, не потеряли своей актуальности со времен Конфуция, Будды или исламских мудрецов.