Исходя из перечисленных выше особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.
При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
На современном этапе развития учреждений дополнительного образования выделяют их следующие функции :
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса (удовлетворение потребности познавательного или личностного развития, общение, досуг и времяпрепровождение. Следует помнить, что детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности);
г) экономического спроса (возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. – для взрослых и допрофессиональная подготовка – для детей);
д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).
Психологическая функция подразделяется на подфункции:
а) развивающая (создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умений и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);
б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);
в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);
г) консультационная (для педагогов, родителей и детей). Образовательная функция предполагает:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.
Таким образом, специфические условия и функции дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени его вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы, выбирать круг общения и деятельности. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое ценное достояние — свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное развивающейся личности.
3. Классификация учреждений дополнительного образования. Виды УДО и их функционирование .
Выделяют следующие виды учреждений дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др.
По содержанию образовательно-воспитательной деятельности все учреждения дополнительного образования делятся на две категории: комплексные (многопрофильные) и специальные (однопрофильные).
К комплексным учреждениям относят Дома и Центры детского творчества, Дворцы и Дома пионеров, Дворцы детей и учащейся молодежи и т.д. Они могут иметь районный, городской, областной и республиканский статус. В таких учреждениях работа ведется по нескольким направлениям:
· методическая работа с детскими и молодежными школьными общественными объединениями и организациями (БРСМ, БРПО и др.);
· кружковая и студийная работа, направленная на развития творческих способностей учащихся;
· организационно-массовая работа, направленная на организацию содержательного досуга учащихся.
Другие учреждения дополнительного образования, входящие в эту систему, являются специальными или однопрофильными, так как имеют преимущественно одно направление воспитательной работы. Например:
· станция юных натуралистов (СЮН) – экологическое воспитание школьников;
· станция технического творчества (СТТ) – развитие способностей школьников к техническому творчеству;
· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) – физическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа, работа с одаренными детьми в области спорта;
· учебно-производственный комбинат (УПК) – трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся, формирование у школьников навыков конкретной специальности;
· экскурсионно-туристическая станция и клуб юных моряков – спортивно-оздоровительная работа; краеведческая работа и патриотическое воспитание;
· музыкальная школа (курируется отделом культуры города или района) – музыкальное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их вокальных и исполнительских способностей;
· художественная школа (курируется отделом культуры города или района) – художественное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их способностей к художественному творчеству и другие виды школ.
Рассмотрим подробнее сущность каждого вида УДО.
Центр , как учреждение дополнительного образования,— это многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:
ü Центр дополнительного образования детей;
ü Центр развития творчества детей и юношества;
ü Центр творческого развития и гуманитарного образования;
ü Центр детско-юношеский, детского творчества;
ü Детский центр (подростковый);
ü Центр внешкольной работы;
ü Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
ü Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
ü Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
ü Центр детский морской;
ü Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
ü Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).
Школа в системе дополнительного образования детей — это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
• уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
• ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
• профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ :
ü школа по различным областям науки и техники;
ü по различным видам искусств;
ü детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Как отмечалось в предыдущей теме, учреждения дополнительного образования действуют не только в сфере образования, но и в сфере культуры. Учреждения дополнительного образования в сфере культуры – школы искусств могут быть двух типов: многопрофильные и однопрофильные.
К многопрофильным школам искусств относится детская школа искусств, в которой обучение осуществляется по нескольким различным профилям.
К однопрофильным школам искусств относятся детская музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская театральная школа, детская школа ремесел и школы искусств других профилей.
Основными задачами школы искусств являются:
ü обеспечение необходимых условий для формирования общей культуры и художественного развития детей и молодежи, удовлетворение их потребностей в дополнительном образовании, развитие мотивации к творческой деятельности;
ü организация досуга детей и молодежи;
ü поиск, обучение и воспитание талантливых детей и молодежи;
ü подготовка профессионально ориентированных обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения и учреждения образования, обеспечивающие получение среднего специального образования, в сфере культуры.
Школы искусств могут быть государственными и частными.
Школа искусств может создавать филиалы, которые действуют на основании положений, утверждаемых школой искусств, и должны быть указаны в уставе школы искусств.
В целом, для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов :
• Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
• Дворец учащейся молодежи;
• Дворец пионеров и школьников;
• Дворец юных натуралистов;
• Дворец спорта для детей и юношества;
• Дворец художественного творчества (воспитания) детей;
• Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть :
• Дом детского творчества;
• Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
• Дом пионеров и школьников;
• Дом юных натуралистов;
• Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
• Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
• Дом художественного творчества (воспитания) детей; Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов разнообразна. Различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, спортивные и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Наиболее распространены следующие виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – это профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Различают следующие виды станций:
• Станция юных натуралистов;
• Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
• Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
• Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) и др.
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Следует отметить также учебно-воспитательный комплекс (УВК) как объединение учреждений дополнительного образования. Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства – гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата, как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом. В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры.
Следует отметить, что согласно Кодексу РБ «Об образовании» дополнительное образование детей и молодежи может осуществляться также на дому и в учреждениях санаторно-курортного и оздоровительного типа . Так, статья 235 Главы 48 Раздела XIII Кодекса гласит:
«Для учащихся, которые получают общее среднее образование или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.
Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по месту жительства (месту пребывания) учащегося».
Далее в статье 238 Кодекса говорится:
«Учащимся, находящимся на лечении или оздоровлении в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи.
Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждением образования по месту нахождения санаторно-курортной или оздоровительной организации либо санаторно-курортной или оздоровительной организацией».
В настоящее время во всех городах и районных центрах Беларуси действует сеть учреждений дополнительного образования. основными из них являются Дворцы и Дома творчества детей и молодежи, спортивные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские парки и стадионы, музыкальные школы и школы национальных искусств.
Республиканские учреждения дополнительного образования детей и молодежи — учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи», «Республиканский центр туризма и краеведения», «Республиканский эколого-биологический центр», «Республиканский центр технического творчества» — выполняют координирующую функцию в вопросах повышения качества дополнительного образования детей и молодежи, создают организационно-методические условия эффективного развития дополнительного образования детей и молодежи по профилям (направлениям).