В Концепции развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года, Концепции социально-экономического развития РФ, определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020), Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, Государственной программе «Развитие образования до 2020 года» указано, что важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит системе ДПО. При этом в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для программ дополнительного профессионального образования (ДПО) не установлены требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).
Отмена государственной аккредитации в отношении программ ДПО, необходимость создания профессионально-общественных форм оценки качества этих программ, создание институциональной среды с широким привлечением представителей образовательного и профессиональных сообществ, работодателей, общественности, физических лиц к оценке качества дополнительных профессиональных программ требуют разработки и реализации профессионально-общественной экспертизы для оценки и совершенствования их качества.
Актуальность исследования раскрывается в трех аспектах, определивших направления исследовательского поиска. В общенаучном аспекте констатируется объективная необходимость изменений в методологии решения проблем управления дополнительным профессиональным образованием в контексте профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ. Профессионально-педагогический аспект актуальности определяется противоречием между обозначенной в государственных документах важной ролью системе дополнительного профессионального образования в совершенствовании и обновлении знаний специалистов и отсутствием соответствующей этим требованиям институциональной среды дополнительного профессионального образования. Социально-педагогический аспект выражается в необходимости создания профессионально-общественных форм оценки качества дополнительных профессиональных программ при отмене в их отношении государственной аккредитации, отсутствии соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации» г. Йошкар-Олы.
Методологической основой исследования на философском уровне явились диалектико-материалистическая теория познания; на общенаучном уровне – основные положения системного (В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер и др.); технологического (В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.М. Букатов, Т.А. Ильина и др.); компетентностного (А.А. Вербицкий, В.Г. Иванов, В.А. Комелина, Т.В. Машарова, А.П. Тряпицына и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач и др.), средового (Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), междисциплинарного (А.Г. Бермус, С.Ю. Семенов, Д.И. Фельдштейн и др.), кластерного в профессиональном образовании (Е.А.Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, Э.Р. Хайруллина и др.), ценностно-мотивационного (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев и др.), субъект-субъектного (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова и др.) подходов; исследования теории управления в образовании (А.Г. Бермус, В.М. Лизинский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); методология оценочной деятельности (Д.А. Новиков, А.И. Орлов, П. Лемпинен, R. Arnold, A. Correa, A. Schelten, D. Stufflebeam и др.); на частнонаучном уровне – методология и теория педагогических исследований (В.И. Андреев, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков).
Теоретическую основу исследования составляют: теории проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (Е.В. Бебенина, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, Ю.П. Похолков, В.Д. Шадриков и др.); теория институциональной методологии (С.Б. Авдашева, И.А. Ашмаров, С.В. Истомин и др.); положения общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе Межрегионального ресурсного центра (Е.Я. Коган, Т.В. Мясникова и др.); исследования по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ (Н.Н. Аниськина, В.Г. Иванов, Е.В. Казакова и др.); общенаучные и частнонаучные труды об особенностях процесса образования взрослых (Н.Ю. Бармин, Н.О. Вербицкая, С.Г. Вершловский, Г.А. Игнатьева, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков и др.); работы, посвященные технологиям профессионального образования и повышения квалификации (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, О.В. Тулупова и др.); исследования о становлении человека как субъекта образовательного процесса (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.).
Методы исследования: теоретические: изучение философской, научно-педагогической, социально-психологической, экономической, научно-методической литературы и нормативной документации, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, сравнение; эмпирические: изучение практического педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Под профессионально-общественной экспертизой дополнительных профессиональных программ мы понимаем процесс взаимодействия субъектов государства, экономики (профессиональные сообщества, рынок труда, работодатели), образовательных организаций, реализующих ДПП, общества, личности на основе институтов, призванный подтвердить степень признания программы в отношении качества подготовки слушателей; и комплекс процедур , в результате которых приобретается признание соответствия уровня подготовки слушателей, освоивших программу, требованиям профессиональных сообществ, объединений работодателей, представляющих интересы системных потребителей образовательных услуг, и показателям и критериям аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями).
На основе анализа теоретических источников и практического опыта нами было сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ будет эффективной, если обеспечены следующие организационно-педагогические условия:
формирование институциональной среды для эффективной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ; создание специализированной структуры для реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ; разработка методического и технологического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ; формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов профессионально-общественной экспертизы.
В нашем исследовании мы будем рассматривать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ как условия, выполняющие роль правил, обеспечивающих эффективную оценку качества дополнительных профессиональных программ.
Рассмотрим теоретическое обоснование данных организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.
Первое условие – формирование институциональной среды для оптимальной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ. Основываясь на средовом подходе, рассматриваем данное условие как важнейший фактор, обеспечивающий эффективность экспертной деятельности. В данном исследовании под институциональной средой профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, для которых не установлены требования ФГОС и ФГТ, мы будем понимать чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют правила, позволяющие формировать систему оценки качества дополнительных профессиональных программ. Институциональная среда – упорядоченный набор институтов, которые объединяют ресурсы для оценки качества программы, распределяют функции, права и обязанности, разрабатывают задачи и принципы, определяют содержание программ, финансируют программы, определяют методы, критерии, технологию оценки, распределяют ответственность, разрабатывают механизмы признания. Институциональная среда – это пространство для формирования субъект-субъектных отношений между всеми потребителями услуг системы ДПО, которое характеризуется различными уровнями взаимодействия, управления, степенью полномочий и которое приведено к единой платформе в системе оценки качества ДПО.
Все субъекты «институциональной среды» имеют общую цель, которая заключается в повышении качества дополнительных профессиональных программ [1]. Для этого они объединяют общественные, профессиональные, образовательные, экспертные, личностные ресурсы; совместно определяют содержание, источники, средства, педагогические технологии; несут индивидуальную и коллективную ответственности при субъект-субъектных отношениях; формируют позитивное взаимодействие. Важно определить, какие субъекты «институциональной среды» находятся непосредственно в сферах образования, экономики, в системе оценки качества дополнительных профессиональных программ, общественно-производственных (рыночных) отношений и каким образом и на каких уровнях они взаимодействуют.
Также субъекты «институциональной среды» согласовывают показатели и критерии оценки качества дополнительных профессиональных программ, используют экспертные методы, определяют технологию и процедуры последовательного внутреннего и внешнего оценивания, механизмы признания [2]. Следовательно, сама «институциональная среда» может быть рассмотрена как объект в процессе модернизации образования и экономики России.
Второе условие – создание специализированной структуры для профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, которая включает, во-первых, независимую от органов управления образованием, некоммерческую аккредитующую организацию, пул сертифицированных экспертов, представляющих всех субъектов рынка ДПО, и орган, принимающий решение. Основной функцией организации должна быть регулярная деятельность по оценке качества программ. Организация должна иметь собственные нормы и правила: внутренние требования к качеству, способность разрабатывать собственную методологию, обеспечивать методическое сопровождение, коммуникативные связи, иметь требования к экспертам, показатели, четкий регламент проведения всех процедурных вопросов; обладать материальными средствами. Она должна быть признана всеми субъектами институциональной среды, иметь внутреннее и международное признание, опыт аккредитационной деятельности.
Во-вторых, в структуру входит образовательная организация, которая проводит маркетинговые исследования с целью изучения требований рынка труда, физических лиц, разрабатывает и реализует программы, имеет внутренние требования к качеству программ, механизмы обратной связи с потребителями [3], [4].
В-третьих, потребители программ: государство, общество, отраслевые министерства и ведомства, рынок труда, представители профессиональных сообществ, физические лица – на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов разрабатывают требования к содержанию программ, условиям реализации, результату.
Структура характеризуется коммуникативными связями, взаимными отношениями, стабильностью образовательного, общественного и профессионального развития, системной поддержкой разнообразных направлений взаимодействия [5].
Третье условие – разработка методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.
В разработке методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ мы, опираясь на исследования Н.Н. Аниськиной, Н.Ю. Бармина, В.П. Беспалько, В.Г. Иванова, Г.А. Игнатьевой, В.А. Сластенина и др., основываемся на понимании того, что данный процесс направлен на обеспечение успешного взаимодействия образовательной и аккредитующей организаций и позволяет экспертам качественно провести экспертизу дополнительных профессиональных программ.
Выбор четвертого условия – формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы – продиктован тем, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан добровольный характер профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.
Опираясь на исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и др., под системой ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы мы понимаем субъективную систему факторов, используемую субъектами экспертизы в процедурах оценки качества образовательных программ.
Факторы актуализируют экспертную деятельность для социализации личности через непрерывное активное включение в систему профессиональных и общественных отношений, превращающих личность из объекта в субъект, расширяющих социальные горизонты и осознающих взаимосвязь между получением образования через всю жизнь и реализацией возможностей, предлагаемых социумом.
Ценностно-мотивационные факторы включают установки на высоко значимые позитивные состояния, определяющие успешность саморазвития, самореализации, самосовершенствования взрослых. Позитивные установки носят выраженный акмеологический характер, способствуют более полной мобилизации деятельностного и мотивационного потенциала, создают оптимистический настрой. Ценность экспертизы с участием всех субъектов придают мероприятия по актуализации гуманистической направленности оценки программы, установки на ее престижность и социальную значимость.
Целенаправленное формирование ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы – это, по существу, формирование самой системы оценки качества дополнительных профессиональных программ. Ценностно-мотивационные факторы, стимулируя экспертную деятельность, придают ей творческий характер, органически соединяют процесс овладения экспертными знаниями с их практическим применением, позволяют использовать уже имеющиеся знания для приобретения новых. Развитие системы оценки качества дополнительных профессиональных программ возможно только при наличии у субъектов институциональной среды положительной мотивации.
В связи с этим важным моментом в процессе реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ является формирование системы ценностно-мотивационных факторов, которая основывается на потребностях всех субъектов институциональной среды. Для полноценной реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед всеми субъектами институциональной среды, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, чтобы они приобрели общественную, профессиональную и личностную значимость.
Выводы.
Данное исследование основано на детальном анализе апробации модели реализации общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» (МОРЦ в области лесного хозяйства ФГБОУ ВПО «ПГТУ»); профессионально-общественной аккредитации семнадцати дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВПО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина», тринадцати программ в ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино) [6].
Данные экспериментальной работы доказывают, что выявленные организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ способствуют проведению качественной экспертизы программ. Мировой опыт показывает, что реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, программ профессиональной подготовки, программ непрерывного образования является в настоящее время наиболее перспективной экспертной системой, обеспечивающей гарантии качества данных программ.