Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.
Повышение квалификации, стажировку и переподготовку кадров в республике обеспечивают свыше 390 учреждений образования.
Ежегодно профессиональным обучением, повышением квалификации, стажировкой и переподготовкой охвачено более 550 тыс. работников (около 14% от общего количества всех работников республики).
Целью развития системы дополнительного образования взрослых является реализация принципа ”Образование через всю жизнь“.
Международное сотрудничество.
Республика Беларусь является стороной многих международных договоров и соглашений, активным участником и инициатором обсуждения проблем, затрагивающих глобальные вопросы развития человеческого общества в постиндустриальную эпоху, в том числе Лиссабонской конвенции 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс).
Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.
Тема. Развитие, воспитание и социализация личности.
1. Развитие личности.
2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
3. Воспитание как социальное явление. Принципы воспитания.
4. Соотношение понятий «развитие», «формирование», «социализация».
Развитие личности.
Развитие личности – это сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие изменения.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от количества к качеству.
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Если под развитием понимать изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), то можно выделить следующие особенности такого процесса:
• необратимость – любая деградация, обратное развитие не является зеркальным отражением поступательного развития, возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям, полное восстановление того, что было раньше, невозможно;
• прогресс и регресс – две диахронические структуры, прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии;
• неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;
• зигзагообразность – неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема;
• переход стадий развития в уровни – при появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы;
• наряду с тенденцией к качественному изменению всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости , сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.
Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности.
Влияние среды, воспитание и обучение относят к внешним факторам развития. Природные склонности, а так же совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относят к внутренним факторам.