Рубрика : 6. Внешкольная педагогика.
Статья просмотрена: 1885 раз.
Библиографическое описание:
Аксенова Н. А. Диагностика образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 131-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1418/ (дата обращения: 06.02.2019).
В документе, отражающем ведущие принципы образовательной политики Российской Федерации – Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., – одной из задач обозначено развитие системы оценки качества образования. Качество – это «степень соответствия характеристик объекта требованиям (потребностям и ожиданиям)» [4, с. 349]. Оценка образовательных результатов адекватна требованиям образовательных стандартов, отсутствие которых в системе дополнительного образования детей вызывает затруднения в диагностике образовательных результатов обучающихся. В Программе так же отмечается необходимость создания условий для развития и внедрения независимой экспертизы образовательных результатов в сфере дополнительного образования детей, а механизм комплексной оценки достижений обучающегося, его компетенции и способностей должен будет носить мониторинговый характер [3]. Это позволит обозначить ступени индивидуального развития каждого ребенка в процессе освоения избранной им дополнительной образовательной программы.
Для решения этой задачи с учетом специфики дополнительного образования детей необходимо разработать диагностический инструментарий для каждой дополнительной образовательной программы. Педагог вынужден самостоятельно составлять программу диагностики, определять критерии и показатели, подбирать или разрабатывать диагностические средства. Однако это обнаруживает серьезную проблему несопоставимости образовательных результатов не только в пределах одной направленности, но и в рамках одного образовательного учреждения. Так возможно ли создание и использование в педагогической практике дополнительного образования детей унифицированной оценки образовательных результатов?
Образовательные результаты – предполагают достижение, выполнение задач образовательной программы. Для проведения анализа нами была выбрана туристско-краеведческая направленность, программное обеспечение которой с 1998 года пополнилось программами с блочно-модульной структурой. Блок базовой подготовки по основам туризма одинаковый для всех программ, а специальная подготовка проводится по модулям, в зависимости от специфики программы и избранного вида туризма.
Содержание дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности ориентировано на оказание теоретической и практической помощи обучающимся в приобретении и совершенствовании туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, укрепление физического и психического здоровья и формирование культуры здорового образа жизни, создание условий для социального, профессионального самоопределения, содействие воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма, творческой самореализации личности. Достижение поставленных задач в процессе освоения дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности предполагает наличие сходных образовательных результатов. Ю. С. Константинов и О. А. Казурова считают, что трудно создать абсолютно новую программу туристско-краеведческого профиля, так как существует необходимый минимум тем, освоение которых обеспечивает безопасность совершаемых походов и формирует навыки техники туризма [2] .
Для определения возможности применения унифицированных диагностических средств необходимо выяснить, насколько различается содержание дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности. Нами было проанализировано содержание следующих типовых программ для системы дополнительного образования детей: «Юные судьи туристских соревнований», «Туристы-проводники» (автор Ю. С. Константинов), «Юные туристы-спасатели» (автор И. А. Дрогов), «Юные инструкторы туризма» и «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» (автор А. Г. Маслов) [5]. Все программы рассчитаны на 4 года обучения, часовая нагрузка составляет 324 часа в год.
На основании данных, приведенных в таблице 1, в анализируемых программах в среднем 14 % от общего количества часов в год приходится на изучение теоретического материала. Это наглядно подтверждает доминирование практической составляющей дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности.
Соотношение теоретических и практических занятий в программах.