Опубликовано: 15 / 06 / 2017.
Сегодня мы как никогда близки к воплощению в реальность идеи о «финансовом супермаркете», который предлагает клиенту выбор разнообразных финансовых услуг в одном месте. Таким каналом дистрибуции у нас, как и в Европе, являются банки, где доступны одновременно банковские, инвестиционные и страховые продукты. И если еще недавно тандем «страховщик-банк» подвергался серьезной критике за «вменение» страховых услуг в привязке к кредитам, то в последнее время в банкостраховании отмечены позитивные изменения.
Статистика такова: в 2016 г. рост продаж страховых продуктов через банки составил 10%, вобрав в себя более трети всех продаж (по данным ВСС, 35,2% против 25,8% в предыдущем году). На этом фоне доля агентов оказалась минимальной за всю историю отечественного страхования (38,6%) — а ведь именно «физики» до сих пор являлись для российских страховщиков крупнейшим каналом продаж.
Сохранилась тенденция и в 2017-м году: в I квартале продажи через банки по объему опередили агентские продажи (72 млрд. руб. против 71,8 млрд. руб.) Эксперты, к тому же, уверены: банки будут лидировать по объемам продаж и впредь и станут в России, как и ранее в Европе, каналом №1, дойдя до 45% (например, в Испании и Франции банкострахование покрывает более половины всех продаж).
Банкострахование в действии.
Первая и очевидная причина опережающего развития банкострахования — солидная клиентская база банковских учреждений и наличие возможности кросс-продаж. Тренд имеет позитивную окраску как для потребителей, так и для самих финансовых организаций: потребителю удобно присутствие разных решений в одном месте и приятен персонализированный подход; страховщики и банки, в свою очередь, получают доступ к большому объему данных, возможность их анализировать и создавать точечные предложения для клиентов с учетом их индивидуальных потребностей.
Наиболее ярко преимущества подхода проявились в сегменте инвестиционного страхования жизни (именно через банки продаются практически все продукты сегмента), который стал основным драйвером роста банкострахования. Также сказалось восстановление кредитования, ведь при оформлении потребительского или ипотечного кредита в большинстве случаев покупается страховой полис.
Этапы становления российского банкострахования.
На российском рынке становление банкострахования происходило в несколько этапов, каждый из которых имел собственные движущие силы и особенности: