Альтернативные школы привлекают все больше и больше внимания казахстанских родителей. К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии и лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения [8].
Среди общего числа 20 000 учеников начальных классов частных школ, примерно 2 500 обучаются в учреждениях с методикой Штайнера и еще примерно 3 500 — по методике Монтессори. Не стоит забывать также и о методике Френе, которая применяется учителями в государственных школах.
Действующие учебные заведения с альтернативными методиками в Республике Казахстан.
Чтобы получить более целостную картину альтернативного образования в Казахстане, мы изучили действующие в Республике частные школы с различными альтернативными методиками.
Школа «Blue sail — Голубой парус» воспитывает в детях любовь к земле, к традициям, к людям, стране. Уникальное сочетание классических традиций Казахстанского образования и лучших образцов мировой образовательной практики с инновационными современными подходами; индивидуальные образовательные программы для каждого учащегося, личностный рост воспитанников; оптимально выстроенная система дополнительного образования, дистанционное обучение — все это благотворно влияет на учебный процесс. Школьники не только получают знания, но и воспитание, формируются взгляды на жизнь, будущее, дружбу, любовь к людям, стране, планете.
Авторская школа Жании Аубакировой. Дети в школе находятся с 9.00 до 18.00 ч. В первой половине дня проходят занятия по общеобразовательному циклу. Во второй половине дня — посещение факультативных занятий, музыка, подготовка к урокам. В это время воспитатель контролирует выполнение домашних заданий, обеспечивает посещаемость факультативных, музыкальных уроков и других мероприятий. Трехразовое питание (завтрак, обед, полдник). В школе дополнительно преподаются такие дисциплины как: “Мировая художественная культура” и “Развивающая психология”. Имеются спортивные секции: “Дзюдо”, “Настольного тенниса”, “Баскетбола”, “Футбола”. Работают 6 студий: «Шахматы», “Народные танцы”, “ИЗО-студия”, “Хоровая студия”, “Вокальная студия”, “Современные танцы”.
Первая «Бизнес школа» для детей и подростков в Казахстане основана на современном подходе к обучению экономических дисциплин; обучении ваших детей основам финансовой грамотности и предпринимательства; максимальном использовании практических форм обучения (ролевые и деловые игры, решение кейсов, создание презентаций); постоянных мастер — классах обучающих мыслить и зарабатывать; развитии у Вашего ребенка лидерских качеств; практических навыков работы в команде; развитии способностей успешного бизнесмена.
Международная школа-лицей «Достар» одна из современных негосударственных школ города Алматы, южной столицы Республики Казахстан, основана в мае 2000г. Сочетая классические традиции образования и современные образовательные технологии, школа-лицей «Достар» обеспечивает высокий уровень и качество обучения. Широкий спектр факультативов, кружков и секций способствуют раскрытию талантов каждого ребенка. Образование, направленное на формирование готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию общества. Чтобы выпускник школы был востребован обществом при любых условиях, его не просто учат, а более того учат учиться.
Так же в Казахстане работает пять известных школ с международной системой обучения и международной аттестацией: Almaty International School (AIS), Haileybury, Kazakhstan International School (KIS), школа «Мирас» и Международная школа Алматы (МША).
Almaty International School работает в Астане, Алматы, Актау и Атырау. Школа основана в Казахстане в 1993 году, входит в состав сети Quality schools international (36 школ в 25 странах) и предлагает американскую программу c английским языком обучения.
С 2008 года «Хэйлибэри» в Алматы и с 2011 года «Хэйлибэри» в Астане являются Британскими школами в Казахстане, ориентированными на детей самых разных национальностей. Дети обучаются на английском языке, и все преподаватели являются высококвалифицированными педагогами, носителями английского языка. В ее основу заложена модель известной частной независимой школы Англии «Haileybury Almaty», которая на протяжении уже 150 лет является одним из ведущих независимых закрытых учебных заведений Великобритании.
Среди выпускников «Хэйлибэри» такие известные личности как Клемент Аттли, лидер Лейбористской Партии и Премьер-Министр Великобритании в 1945-1951 годах, а также поэт и писатель Редьярд Киплинг.
Учебный план международной школы «Хэйлибэри Алматы» основан на британских стандартах обучения, однако адаптирован к системе образования в Казахстане.
Kazakhstan International School (KIS) была основана в нашей стране в 1999 году, является некоммерческой организацией и членом Совета Международных Школ, объединяющим свыше 500 школ и 400 колледжей в более чем 100 странах мира. Здесь дети обучаются с детского сада до 13 лет.
Школа «Мирас» и Международная школа Алматы (МША) работают в структуре «Фонда образования Нурсултана Назарбаева», созданы в 1999 и 2000 годах и работают по интегрированным программам: государственный стандарт среднего общего образования Казахстана дополнен Международной программой бакалавриата. Обучение студентов в «Мирасе» ведется с 3-х до 18 лет на трех языках: русском, английском, казахском, МША имеет традиционное 11-классовое образование.
Школа «Мирас» ежегодно организует обучение студентов в летних языковых школах мира. Международная школа Алматы (МША) предоставляет более 25 факультативов, среди которых эстрадный вокал, языковые курсы, спортивные лиги, школьный театр и дебаты. Казахский, русский, английский и французский языки. Китайский, арабский, испанский, турецкий — изучаются по выбору.
Школа Архимеда — частное образовательное учреждение Республики Казахстан, была открыта в организационно-правовой форме Товарищества с ограниченной ответственностью в 2006 году на базе Республиканской экспериментальной школы старшеклассников, существующей с 1988 года. Целью является реализация Закона Республики Казахстан «Об образовании», внедрение прогрессивных методов, форм и приемов в обучении и воспитании детей, формирование духовно богатой личности ребенка, оказание услуг по дополнительному образованию, организация досуга и отдыха детей.
Назарбаев Интеллектуальные школы, НИШ — (каз. Назарбаев Зияткерлік мектептері) — сеть государственных интеллектуальных школ в Казахстане предназначенных для обучения одаренных детей в научной, экономической и политической сферах. Школы работают в режиме полного дня шесть дней в неделю. В них предусмотрено трех разовое питание, наблюдение детского врача. Интегрированная образовательная программа Интеллектуальных школ — рамочный документ, который предусматривает интеграцию лучшего отечественного и международного опыта. С этой целью к разработке образовательной программы были привлечены лучшие учителя-практики Интеллектуальных школ и консультанты Международного экзаменационного совета Кембриджа.
В образовательной программе обучение и воспитание неделимы. Программа направлена на воспитание гражданина Республики Казахстан: человека с высоким умственным потенциалом, способного критически и креативно мыслить, сильного духом, умеющего применить свои знания во благо прогресса общества.
Назарбаев Университет (каз. Назарбаев Университетi) — высшее учебное заведение в Астане, открытое по инициативе президента Казахстана Н. А. Назарбаева. Университет призван стать национальным брендом высшего образования Казахстана, сочетая преимущества национальной системы образования и лучшую мировую научно-образовательную практику. Это первый университет Казахстана, работающий в соответствии с международными академическими стандартами и руководствующийся принципами автономности и академической свободы.
Альтернативное образование в Казахстане, как и в любой другой стране — разумеется, не в крайних его проявлениях — свидетельствует о развитии сферы обучения, о внедрении инноваций в образовании, о разнообразии, которое позволяет личности стать многогранной и всесторонней. Уровень образования — отправная точка экономического и научно-технического прогресса, залог успешного развития нашего государства и общества. Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности.