Областной семинар-практикум по актуальным проблемам качества дополнительного образования детей.
В соответствии с планом работы Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Совета директоров образовательных учреждений дополнительного образования детей Ростовской области в период с 28 по 29 мая 2013 года в г.Ростове-на-Дону на базе ГБОУ ДОД РО «Областного центра технического творчества учащихся» проводился семинар-практикум с элементами тренинга по актуальным проблемам качества дополнительного образования (далее – Семинар).
Учитывая возрастающий интерес в педагогическом сообществе России к вопросам оценки качества дополнительного образования в условиях отмены аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ при поддержке Совета директоров образовательных учреждений дополнительного образования детей Ростовской области подготовил и провел Семинар для различных категорий специалистов ОУ ДОД всех типов и направленностей. Авторы Семинара: Паничев Е.Г., заместитель директора по НМР ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ, эксперт качества дополнительного образования детей, Мехедова С.В., учитель НОУ СОШ «Азъ Буки Веди», к.п.н., эксперт качества дополнительного образования детей, Кроткова Г.Н., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону, дважды лауреат Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, Бехталь И.Г., педагог-психолог ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ, эксперт качества дополнительного образования детей.
В работе Семинара приняли участие 76 специалистов из 46 ОУ ДОД. Были представлены 33 муниципальных образования Ростовской области, в том числе 11 городских и 22 сельских.
С целью повышения эффективности работы Семинара была предусмотрена практическая форма проведения занятий: теоретико-практические занятия по секциям (тренинг, деловая игра, решение ситуационных задач и т.п.) Участники разделены на группы. Расписание составлено таким образом, что каждая группа занимается последовательно в каждой секции. Предусмотрено вводное занятее (2 часа) и итоговое обобщающее (1 час). Общая нагрузка на каждого участника: 12 часов.
Особенности и отличия данного Семинара:
1. Руководители секций не пытались научить, не декларировали информацию. Они помогали понять современное положение вещей в системе дополнительного образования, помогали найти пути решения проблемных ситуаций, помогали искать эффективные формы и методы организации учебного процесса в ОУ ДОД, показывали возможности личностного и профессионального роста специалистов ОУ ДОД.
2. Мы не ретранслировали «чужой» опыт, а транслировали опыт непосредственно руководителей секций, апробированный, дающий положительные результаты.
3. В каждой секции предусматривались различные деятельностные формы работы. При переходе из одной секции в другую участники Семинара меняли вид деятельности, что позволило повысить эффективность работы.
1. Качество дополнительного образования детей и механизмы оценки его результативности;
2. Условия эффективности учебного занятия как основа обеспечения качества дополнительного образования;
3. Учебная программа педагога дополнительного образования в контексте эффективности обучения и качества дополнительного образования.
Программа секций предполагала рассмотрение идентичных вопросов в различных аспектах, что позволило в доступной практической форме актуализировать и углубить информацию по проблематике Семинара.
Работа в секциях:
1. Секция « Качество дополнительного образования детей и механизмы оценки его результативности». Рассмотрены подходы к оценке и повышению качества дополнительного образования детей. Проведен анализ мировой, отечественной и региональной практики развития и управления качеством системы дополнительного образования детей. Рассмотрены региональные критерии оценки качества дополнительного образования детей. Проведен тренинг по использованию информационных технологий в технологии проведения анализа и оценки качества дополнительного образования и уровня образовательных программ дополнительного образования детей.
2. Секция «Условия эффективности учебного занятия как основа обеспечения качества дополнительного образования». Обсуждались мотивационные аспекты деятельности педагога и учащегося на занятии; вопросы структурирования занятия, роли и места каждого из этапов занятия; конкретные формы, методы и приемы мотивации и проведения рефлексии; условия и факторы повышения эффективности и качества занятий.
Основная форма проведения работы на секции – тренинг.
3. Секция «Учебная программа педагога дополнительного образования в контексте эффективности обучения и качества дополнительного образования». Последовательно рассмотрены структурные компоненты программы, знания участников Семинара приведены к единому пониманию смысла.
Первая часть работы секции проводилась в форме «круглого стола», с предварительным выполнением индивидуальных заданий и последующим обсуждением их решений. Такая форма коллективной работы, с участием специалистов разного уровня, позволила провести плодотворные обсуждения, всесторонне рассмотреть различные вопросы структурирования образовательной программы педагога дополнительного образования детей, и выработать совместные решения по теме практического семинара.
Участники Семинара освоили алгоритм самостоятельной работы над созданием и редактированием собственной образовательной программы и алгоритм оказания практической помощи педагогам на местах по систематизации программного материала и привидения его в соответствие с требованиями, предъявляемых к образовательным программам дополнительного образования детей.
Участники Семинара получили пакет документов, в который вошли.
а) методическая литература по рассматриваемым вопросам:
1). Решение проблемы качества дополнительного образования детей в Ростовской области: диагностика и управление;
2). Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации.
Оба методических пособия написаны авторами Семинара (Паничев Е.Г., Мехедова С.В., Кроткова Г.Н.) Целевая аудитория первого – руководители и методисты ОУ ДОД. В нем отражены результаты исследования по разработке научно-педагогических и организационно-системных, нормативно-правовых основ управления качеством дополнительного образования детей в Ростовской области. Представлена диагностика, критерии и показатели оценки качества регионального дополнительного образования детей, описаны условия реализации апробированной модели диагностики качества в системе регионального образования.
Целевая аудитория второго пособия – методисты и педагоги дополнительного образования детей. Отражает основные требования к программе дополнительного образования детей. Разработано с учётом многолетнего опыта разработки, апробации авторских программ, комплексного анализа программ педагогов дополнительного образования детей – участников конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», областного этапа Всероссийского конкурса авторских программ.
б) сборники лучших авторских программ:
3). Сборник авторских программ лауреатов и дипломантов областного этапа IX Всероссийского конкурса программ дополнительного образования детей в номинациях «Научно-техническая» и «Спортивно-техническая» (в двух частях);
4). Сборник авторских программ лауреатов и дипломантов областного этапа X Всероссийского конкурса программ дополнительного образования детей в номинациях «Научно-техническая» и «Спортивно-техническая».
В три сборника включены программы лауреатов и дипломантов областного этапа Всероссийского конкурса авторских программ. Всего девять программ, в том числе программы лауреатов Всероссийского конкурса Кротковой Г.Н. (ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону) и Евстигнеева В.Ф. (СЮТ №1 г.Таганрога), дипломанта Всероссийского конкурса Вертий И.П. (ЦДТТ Красного Сулина), а также лауреатов областного этапа конкурса «Сердце отдаю детям» Голосного С.Д. (СЮТ Кагальницкого района) и Чилиджяна Э.С. (СЮТ №2 г.Таганрога).
Сборники содержат нормативную и аналитическую информацию. Приводится детальный анализ поступивших на конкурс программ.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования и методисты ОУ ДОД.
в) софт и аналитико-статистические материалы по качеству дополнительного образования детей в образовательных учреждениях технической направленности Ростовской области:
5). Лауреаты приоритетного национального проекта «Образование» (2-й выпуск, 2013 г.)
6). Диск CD-R с записью.
Авторы: Паничев Е.Г., Мехедова С.В. Целевая аудитория – педагогические и руководящие кадры системы общего и дополнительного образования, специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования. В данной работе представлены аналитические материалы и статистический анализ опыта участия в Приоритетном национальном проекте «Образование» (ПНПО) в 2006-2012 годах детей и молодёжи Ростовской области, обучающихся в системе дополнительного образования технической направленности. 192 раза обучающиеся учреждений дополнительного образования технической направленности Ростовской области были удостоены звания лауреата ПНПО. А в номинации «Любительский спорт» Ростовская область с 2006 года возглавляет всероссийский рейтинг. Профессионализм педагогов, подготовивших лауреатов ПНПО, позитивная динамика уровня качества дополнительного образования детей технической направленности авторами рассматривается как слагаемые успеха, результат целенаправленной политики развития системы дополнительного образования технической направленности в Ростовской области.
Софт, представленный на диске, обеспечивает возможность самостоятельной оценки качества дополнительного образования в отдельно взятом ОУ ДОД, а также для самостоятельного определения уровня образовательной программы на любом этапе разработки и апробации. Программа разработана на основе критериев и методик оценки, опубликованных в пособии «Решение проблемы качества дополнительного образования детей в Ростовской области: диагностика и управление». Автор концепции: Мехедова С.В.
По итогам работы Семинара руководители секций предлагают рассмотреть на Совете директоров ОУ ДОД Ростовской области следующие вопросы:
1. Подготовить и издать методическое пособие по рассмотренным на Семинаре вопросам. Руководители секций начали готовить такое пособие уже в период подготовки к Семинару;
2. Провести серию подобных семинаров-практикумов в муниципальных образованиях с целью охвата большего количества специалистов ОУ ДОД. При рассмотрении на данных семинарах вопросов: 1. «Условия эффективности учебного занятия как основа обеспечения качества дополнительного образования»; 2. «Учебная программа педагога дополнительного образования в контексте эффективности обучения и качества дополнительного образования» для целевой аудитории: педагоги дополнительного образования и методисты ОУ ДОД, можно ограничиться 6 часами учебного времени, т.е. провести семинар в один день силами 2-3-х специалистов.
3. Рассмотреть возможность проведения вебинара по вопросам качества дополнительного образования для руководителей ОУ ДОД и специалистов муниципальных органов управления образованием с электронной рассылкой материалов по рассматриваемым вопросам. Руководители секций считают, что рассылка материалов без соответствующих комментариев и разъяснений не целесообразна, т.к. может привести к разночтению, а изъятие отдельных вопросов из контекста целостной теории (системы) может привести к искажению информации.