МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Заместитель Министра образования Российской Федерации.
____________________ В.Д.Шадриков “_ 27__”__03 ______________2000 г.
Номер государственной регистрации.
_______ 295 пед/маг ________________.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
НАПРАВЛЕНИЕ 540500 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ.
Степень (квалификация) магистр технологического образования.
Вводится с момента утверждения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ.
540500 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № _____ от ________________.
1.2 Степень (квалификация) выпускника – магистр технологического образования ( с указанием программы специализированной подготовки)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540500 Технологическое образование при очной форме обучения — 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра ( 2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области технологического образования.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра технологического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области технологического образования; конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовать в практике обучения новое учебное содержание учебных предметов; диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления Образования по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускники по направлению 540500 Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации :
научно-исследовательской; преподавательской; коррекционно-развивающей; консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; организационно-технологической; управленческой; проектной.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
13.00.00 Педагогические науки.
05.18.00 Технология продовольственных продуктов.
05.19.0 0 Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) :
540501 Профессиональное образование.
В программе реализуется эргономический подход к трудовой деятельности человека. Она предполагает формирование у обучающихся широкой системы знаний о современных технологиях трудовой деятельности. Ориентирована на подготовку специалистов для системы профессионально-технического образования, способных разрабатывать и реализовывать новые учебно-производственные технологии.
540502. Менеджмент в образовании.
Программа ориентирована на повышение компетенции обучающихся в области знаний о предпринимательской деятельности в образовании. Предполагается приобретение опыта исследовательской работы в сфере образовательного менеджмента. Предназначена для подготовки специалистов-предпринимателей для системы образования, а также специалистов для их подготовки.
540503 Допрофессиональное образование.
Программа предназначена для расширения и углубления знаний обучающихся о методологии и технологии осуществления профессиональной диагностики, информирования и консультирования учащихся. Предполагает овладение методами научных исследований для выявления профессиональной склонности и пригодности, также развития профессиональных способностей. Ориентирована на подготовку специалистов-педагогов для центров профессиональной ориентации и учебных заведений допрофессионального образования различного типа.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА.
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца определенной ступени.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 540500 Технологическое образование, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3/ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540500 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее — образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины,
цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДПП – дисциплины профильной подготовки;
цикл ФТД — факультативные дисциплины;
ИГА — итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ — дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ- научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ — итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ.
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ.
МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ.
540500 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Наименование дисциплин и их основные разделы.